Цели и задачи уголовно исполнительного права

Все самое интересное по теме: "Цели и задачи уголовно исполнительного права" с выводами специалистов. Актуальность информации на 2020 год вы всегда можете уточнить у дежурного юриста.

Тема 1: Общие положения уголовно-исполнительного права

1.5. Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства

Взаимосвязь уголовного и уголовно-исполнительного законодательства проявляется, в том числе, и в единстве целей уголовного наказания, закреплённых в УК РФ, и целей уголовного наказания, закреплённых УК РФ, и уголовно-исполнительного законодательства. Так в соответствии с ч. 2 ст. 43 УК РФ целями уголовного наказания являются: восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений. Целями же уголовно-исполнительного законодательства являются исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами (ч. 1. ст. 1 УИК РФ). Таким образом, цели уголовного наказания и цели уголовно-исполнительного законодательства в целом повторяются за исключением некоторых особенностей. В отличие от ранее действовавшего исправительно-трудового законодательства (ст. 1 ИТК РСФСР), которое практически дословно воспроизводило формулировку ст. 20 УК РСФСР, определяющей цели наказания, современные цели уголовно-исполнительного законодательства, несколько отличаются от целей наказания, закреплённых в ч. 2 ст. 43 УК РФ.

Так, уголовно-исполнительное законодательство не ставит перед собой цель восстановления социальной справедливости. Кроме того, УИК РФ конкретизирует предупредительную цель и разбивает её на специальную и общую превенцию.

Отсутствие среди целей уголовно-исполнительного законодательства восстановления социальной справедливости объясняется тем, что указанная цель в большей мере достигается на стадии назначения уголовного наказания, когда в зависимости от характера и степени общественной опасности преступления и личности виновного решается вопрос о выборе вида уголовного наказания, его срока или размера либо о применении гуманного акта (освобождения от уголовной ответственности или от наказания). Уголовно-исполнительное законодательство не может усиливать карательный потенциал наказания, предусмотренный уголовным законом.

Исправление осужденных закреплено в УК РФ и УИК РФ как цель уголовного наказания и уголовно-исполнительного законодательства. В доктрине уголовного права преобладает мнение о том, что цель исправления считается достигнутой, если осужденный после отбытия наказания (не важно, в силу каких причин) больше не совершает преступлений (так называемое юридическое исправление). До принятия Уголовно-исполнительного кодекса РФ понятие исправления разрабатывалось исправительной (пенитенциарной) педагогикой, в силу чего в таком базовом понятии возникали разночтения. С принятием УИК РФ появилось законодательное определение исправления (ч. 1 ст. 9). Исправление осужденных – это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведении.

В то же время с середины 1990-х годов российское уголовно-исполнительное право отказалось от цели перевоспитания осужденных. Перевоспитание – это полный и окончательный отказ осужденного от своего преступного прошлого; смена привычек, мышления, окружения; превращения человека в активного участника общественной жизни. Советская правовая доктрина (особенно в 1960-1980 годы) исходила из того, что уголовное наказание должно, как минимум, исправить человека, как максимум – перевоспитать. В настоящее время перевоспитание отнесено к вопросу личного выбора человека; уголовно-правовые и уголовно-исполнительные меры только на его исправление.

Вместе с определением понятия исправления осужденных законодатель устанавливает и средства его осуществления. Основными средствами исправления являются: 1) установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим); 2) воспитательная работа; 3) общественно полезный труд; 4) получение общего образования; 5) профессиональная подготовка; 6) общественное воздействие.

Режим – это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий содержания (ст. 82 УИК РФ).

Режим как средство исправления осужденных включает ряд требований, которые не содержат карательных элементов, они вытекают из нравственных норм, и их следует рассматривать как принятые в обществе правила поведения. Ведомственные нормативные акты вменяют в обязанность осужденным: добросовестно относиться к труду и учёбе; быть вежливыми между собой и в обращении с сотрудниками; содержать в чистоте жилые и служебные помещения, рабочие места, одежду, соблюдать правила личной гигиены.

Режим создаёт условия для применения других средств исправления.

Воспитательная работа, как одно из основных средств достижения цели наказания – исправления осужденных, представляет собой комплексную систему форм и методов воздействия в зависимости от свойств личности осужденного.

В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством основными формами и методами воспитательной работы с осужденными является нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание, способствующее их исправлению.

Воспитательная работа с осужденными осуществляется дифференцированно, с учётом требований режима отбывания наказания, на основе психолого-педагогических методов с учётом вида учреждения, исполняющего наказание, срока наказания и условий содержания.

В учреждения и органа, исполняющих наказания, распорядок дня предусматривает проведение мероприятий воспитательного характера, участие в которых является обязательным для осужденных.

Участие осужденных в мероприятиях воспитательного характера поощряется и учитывается при определении степени их исправления.

Общественно полезный труд законодатель относит к одному из основных средств исправления осужденных.

Привлечение осужденных к общественно полезному труду регламентируется уголовно-исполнительным и трудовым законодательством. Трудовому процессу присущи функции: воспитательная (осужденные получают навыки социально полезной деятельности), экономическая (на заработанные деньги осужденные к лишению свободы имеют право приобретать продукты питания и предметы первой необходимости без ограничения, оказывать материальную помощь родственникам, а с разрешения администрации – и другим лицам), социальная (полученные навыки и приобретённая профессия позволять жить в обществе в качестве полноправного члена) и оздоровительная (труд – весьма важная составляющая жизнедеятельности человека, без которой он теряет способность к развитию и может деградировать).

Читайте так же:  Незаконное строительство как легализовать «самострой»

Получение общего образования рассматривается в качестве основного средства исправления, поскольку позволяет расширить кругозор осужденного. Это является одним из основных условий для критического анализа своего поведения и позволяет применять полученные знания в законопослушной деятельности.

Уголовно-исполнительное законодательство регулирует общие вопросы, связанные с получением общего образования, в самом общем виде. Оно определяет лишь категории осужденных, подлежащих обязательному обучению, порядок и условия освобождения от работы с подготовкой и сдачей ими экзаменов.

Профессиональная подготовка в общем комплексе основных средств исправления осужденных занимает важное место. Она позволяет осужденным, не имеющим специальности, приобрести её, повысить квалификацию в связи с совершенствованием или изменением технологического процесса на производстве, получить новую специальность, которая позволила бы ему трудоустроиться после освобождения от отбывания наказания. Наличие специальности является важным условием законопослушного образа жизни после освобождения от отбывания наказания.

Общественное воздействие способствует повышению эффективности проводимых администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, мероприятий по возвращению осужденного в общество в качестве полноправного члена.

Другая цель уголовно-исполнительного законодательства – предупреждение совершения преступлений осужденными (специальная превенция). В данном случае имеется в виду возможность совершения преступлений осужденным как во время отбывания наказания, так и после освобождения от него. В связи с этим названная цель достигается в два этапа: первоначально путём постановки осужденного в такие условия, которые исключали или затрудняли бы возможность совершения преступления. На этом этапе законодательством предусматривается целый комплекс мероприятий. Наиболее разнообразно он проявляется при исполнении таких суровых наказаний как лишение свободы и арест (охрана осужденных и надзор за ними, изоляция, возможность проведения обысков и изъятия обнаруженных запрещённых предметов и т.п.). В перспективе частное предупреждение достигается путём исправления осужденного.

Предупреждение совершения новых преступлений иными лицами (общая превенция) достигается уголовно-исполнительным законодательством опосредовано через регулирование исполнения наказания в отношении лиц, уже совершивших преступление. Предполагается, что реальное исполнение наказания, неблагоприятные условия, в которые ставиться осужденный, через средства массовой информации, письма осужденных, родственников, прибывших на свидание, и т.д. становиться известным широкой общественности и способно удержать неустойчивых граждан от совершения преступления эффектом устрашения. Одновременно эффект устрашения формирует нравственные и моральные запреты и стимулирует правопослушное поведение.

Цели уголовно-исполнительного законодательства достигаются путём решения конкретных задач. В ч. 2 ст. 1 УИК РФ определяются основные из них: регулирования порядки и условий исполнения и отбывания наказаний; определение средств исправления осужденных; охрана их прав, свобод и законных интересов; оказание осужденным помощи в социальной адаптации. Более частные задачи указываются в ряде других норм и отдельных правовых институтах УИК РФ, регулирующих конкретные правоотношения в сфере исполнения наказаний (например, режим в исправительных учреждениях, воспитательную работу с осужденными, организацию их общественно полезного труда и др.).

Задача регулирования порядка и условий исполнения и отбывания наказаний является приоритетной для уголовно-исполнительного законодательства и выражается в определении предмета правовой регламентации общественных отношений в этой сфере. Причём уголовно-исполнительное законодательство в главах особенной части устанавливает как порядок исполнения, так и порядок отбывания отдельных видов уголовного наказания. Порядок исполнения наказания выступает как система нормативных предписаний об исполнении конкретного уголовного наказания, адресованных персоналу учреждений или органов, его осуществляющего. Порядок отбывания наказания представляет собой нормы, устанавливающие уклад, образ жизни и правила поведения осужденного в п6ериод отбывания конкретного вида уголовного наказания.

Задача определения средств исправления осужденных предполагает не только формулирование в отдельной норме Уголовно-исполнительного кодекса РФ совокупности наиболее доступных и эффективных в современных условиях средств достижения цели исправления осужденных, но и определение механизма их реализации в нормах и институтах Особенной части УИК РФ применительно к конкретному виду уголовного наказания.

Задача охраны прав, свобод и законных интересов осужденных решается посредством закрепления в УИК РФ основ правового положения осужденных, основных их обязанностей и прав, детализации правового статуса осужденных к различным видам уголовных наказаний. В уголовно-исполнительном законодательстве регламентируется механизм обеспечения прав, свобод и законных интересов осужденных, который, в частности, включает систему разностороннего контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания (ст. 19-24 УИК РФ, ст. 38 Закона РФ «Об учреждения и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы») .

Задача оказания осужденным помощи в социальной адаптации реализуется в общем виде в нормах уголовно-исполнительного законодательства, определяющих применение к осужденным основных средств исправления. Эти нормы, с одной стороны, призваны позитивно воздействовать на сознание осужденного во время отбывания наказания, с другой стороны, формировать его мировоззрение, навыки и умения, необходимые для жизни после отбытия наказания. Так, получение общего или профессионального образования во время отбывания наказания в виде лишения свободы позволяет осужденному быстрее и качественней решить проблему получения работы после освобождения из исправительного учреждения. Специально на оказание осужденным помощи в ресоциализации направлены нормы главы 22 УИК РФ, в которых определён порядок деятельности администрации учреждений по оказанию помощи осужденным при освобождении, содействии им в трудовом и бытовом устройстве и контроле за ними.

Источник: http://www.konsalter.ru/biblioteka/b23/1_5.htm

Статья 1 УИК РФ. Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации

1. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

2. Задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Читайте так же:  Срок предъявления исполнительного листа по алиментам

Комментарии к ст. 1 УИК РФ

1. В комментируемой статье определяются цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства. Данная норма имеет принципиальное значение, поскольку все дальнейшее содержание УИК РФ определяется на основе и с учетом стоящих перед законом целей и задач.

В научной литературе понятия целей и задач нередко отождествляются, и они употребляются как синонимы. Но в данном случае законодатель разделяет эти понятия, наполняя каждое из них собственным содержанием.

Под целями уголовно-исполнительного законодательства следует понимать те конечные результаты правового регулирования исполнения наказаний и иных мер уголовно-правового характера, на достижение которых направлено действие закона. Эти результаты выражаются в общих и наиболее значимых достижениях, имеющих социальный характер.

Однако достижение целей невозможно без решения отдельных вопросов, направлений промежуточного плана, связанных с реализацией не всего законодательства в целом, а его конкретных институтов и норм. Достижение этих промежуточных результатов и является задачей уголовно-исполнительного законодательства, что в совокупности обеспечивает возможность достижения его целей.

К целям уголовно-исполнительного законодательства отнесены исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Необходимо отметить, что цели уголовно-исполнительного законодательства практически полностью совпадают с целями уголовного наказания, закрепленными в ч. 2 ст. 43 УК РФ, где сказано, что наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

Подобное совпадение вполне объяснимо, поскольку уголовный закон является базовой и материальной основой закона уголовно-исполнительного.

Наиболее важной целью, стоящей перед уголовно-исполнительным законодательством, является исправление осужденных. В научной литературе имеются различные позиции, касающиеся понятия «исправление», но в целом все они сводятся к тому, что исправление предполагает правопослушное поведение осужденного в период отбывания наказания и после освобождения от отбывания наказания. Исправление осужденного достигается комплексом мер правового, организационного, психолого-педагогического характера, которые применяются к осужденному в период отбывания наказания. Более подробно содержание понятия «исправление» приводится при анализе положений ст. 9 УИК РФ.

Понятие предупреждения преступлений разработано наукой криминологией. Под предупреждением преступлений понимается система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой.

Эти меры связаны с воздействием на всех людей (общее предупреждение), определенные группы людей (групповое предупреждение), на отдельных лиц (специальное предупреждение).

Значительную роль в предупреждении преступлений играет и уголовно-исполнительный закон. Его общепредупредительное значение заключается в воздействии на сознание граждан путем информирования их об условиях и порядке отбывания уголовных наказаний различного вида, материально-бытовом и медико-санитарном обеспечении осужденных в период отбывания наказания, их правах и обязанностях, различных мерах воздействия, применяемых к осужденным. В этой связи уголовно-исполнительный закон способствует формированию определенных сдерживающих начал при определении жизненных установок человека, линии его поведения. В ряде случаев это удерживает человека от совершения преступления, хотя значительное число граждан не совершает преступление не из страха перед наказанием, а исходя из своих моральных и нравственных позиций.

Однако в большей мере уголовно-исполнительный закон способствует специальному предупреждению, т.е. предупреждению совершения преступлений лицами, отбывающими уголовное наказание. В этом отношении эффективность уголовно-исполнительного закона достигается в результате применения целого комплекса мер к осужденным. Это режим отбывания наказания, правоограничения, применяемые к осужденным, применение мер безопасности и иные меры. В результате осужденный или лишается возможности совершить новое преступление, или такая возможность существенно ограничивается. Кроме того, нельзя не принимать во внимание и индивидуально-профилактическую работу, проводимую с осужденными, в том числе и воспитательную работу. Таким образом, условия, связанные с отбыванием наказания, психолого-педагогическое воздействие на осужденного способствуют формированию у него позиции социально полезного и законопослушного лица.

Предупредительное значение имеет и то обстоятельство, что уголовно-исполнительный закон дает основания применения ряда мер предупредительного характера не к осужденным, а к гражданам, которые негативно влияют на процесс исправления осужденных (в частности, проносят на территорию исправительного учреждения наркотики, спиртное, деньги, иные запрещенные предметы, способствуют совершению осужденными преступлений, например побегу, уклонению от отбывания наказания).

2. Задачи уголовно-исполнительного законодательства сформулированы в ч. 2 комментируемой статьи. Этими задачами являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Задача регулирования порядка и условий отбывания наказания решается и в Общей части УИК РФ, где определяются общие условия исполнения и отбывания наказания, и в Особенной части, где указанные условия и порядок конкретизируются применительно к отдельным видам наказания.

Аналогичным образом решаются и иные задачи. Так, задача определения средств исправления осужденных решается путем указания этих средств в ст. 9 УИК РФ, а затем конкретизируется и уточняется применительно к специфике исполнения и отбывания отдельных видов уголовного наказания.

Задача охраны прав, свобод осужденных и законных интересов осужденных находит свое разрешение в нормах о правовом статусе осужденных, их основных правах, обращениях осужденных и более подробно — в нормах, регламентирующих права и законные интересы осужденных различных категорий.

Важное место в уголовно-исполнительном законодательстве отведено и задаче оказания осужденным помощи в социальной адаптации. Это обусловлено тем, что успешная социальная адаптация после освобождения от отбывания наказания существенно снижает риск совершения осужденным нового преступления. Длительный отрыв от общества, трудового коллектива, семьи ведет к утрате осужденным социально полезных связей. Поэтому при исполнении наказания уделяется большое внимание ресоциализации осужденных, оказанию содействия в трудовом и бытовом устройстве, оказанию им психологической помощи. Социальная адаптация осужденных предполагает также и контроль за поведением осужденных отдельных категорий после освобождения.

Читайте так же:  Административное выдворение из рф своих иностранных и граждан

Источник: http://rulaws.ru/uik-rf/Razdel-I/Glava-1/Statya-1/

Шпаргалка по уголовно исполнительному праву (2 стр.)

В-третьих, уголовному праву свойствен особый метод регулирования указанных общественных отношений. Он заключается в установлении исполнения наказания за совершенное уголовное противоправное деяние.

Уголовно-исполнительное право состоит из Общей и Особенной частей. Содержание общей части составляют общие положения и принципы уголовного права. Все институты Общей части привязаны к двум основополагающим понятиям – преступлению и наказанию. Закон определяет задачи уголовного законодательства и его принципы; основание уголовной ответственности; возраст, с которого наступает уголовная ответственность; в какое место помещается лицо для отбывания наказания.

особенная часть уголовного права содержит описание условий отбывания наказания. Общая и Особенная части уголовного права тесно связаны между собой, составляют в целом единое уголовно-исполнительное право.

Обусловлено это единство прежде всего общностью задач. Нормы Общей и Особенной частей в реальной жизни существуют только совместно.

4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА

Уголовно-исполнительное право имеет своей целью обеспечение исполнения уголовного наказания, с тем чтобы оно не только являлось карой за преступление, но и исправляло осужденных в духе честного отношения к труду, точного исполнения законов и уважения к правилам общежития, предупреждало совершение преступлений как осужденными, так и иными лицами.

Под исполнением наказания понимается определенная деятельность соответствующего государственного органа, призванного обеспечить отбывание осужденным назначенного ему судом наказания.

В общей системе мер борьбы с преступностью уголовно-исполнительное право выполняет свою главную цель – исправление осужденных.

Исправление – это формирование в осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование законопослушного поведения. Достижение этой цели означает достижение цели частной превенции, предупреждение преступлений со стороны осужденных и косвенно влияет на достижение цели общего предупреждения – общей превенции.

Раньше перед исполнением наказания ставилась цель исправления и перевоспитания осужденных.

Исправление и перевоспитание имеют разные смысловые значения в нравственном и юридическом аспектах.

В нравственном аспекте исправление означает изменение к лучшему отдельных взглядов, отдельных сторон человека, когда в целом личность не нуждается в коренной перестройке.

Перевоспитание – это переделка заново сознания человека в процессе преодоления принадлежащих ему принципиально неверных взглядов и представлений.

В юридическом аспекте исправление есть такое изменение личности преступника, которое превращает его в безопасного и безвредного для общества человека. Исправить – значит добиться такого положения, когда лицо больше не совершает преступлений.

Перевоспитание – это исправление преступника плюс воспитание из него сознательного члена общества.

Цель частной превенции состоит в том, чтобы осужденные не совершали новых преступлений как в период наказания, так и после его отбытия.

Исполнение наказания имеет также целью не допустить совершения преступления иными лицами, т. е. реализует цель общей превенции.

Таким образом, цели уголовно-исполнительного права как бы вытекают одна из другой, являясь звеньями одной цепи. Задача одного звена вытекает из задачи предшествующей, она же служит средством новой задачи в следующем звене.

Целью уголовно-исполнительного права в собственном смысле слова выступает обеспечение исполнения наказания. Это означает создание таких условий, при которых наказание выполняло бы свою главную цель – исправление осужденных.

В то же время исправление осужденных является средством достижения цели предупреждения совершения ими новых преступлений, т. е. цели частной превенции. Строгое и точное исполнение наказания необходимо для решения цели предупреждения преступления иными лицами – цели общей превенции.

Таким образом, достижение всех этих целей направлено на решение цели, поставленной перед всеми правоохранительными органами, – способствовать уменьшению преступности.

5. МЕТОДЫ И ФУНКЦИИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА

Функция права – это деятельность, направленная на регулирование общественных отношений.

Функциями права являются: 1)функция организации общественных отношений; 2)функция охраны общественных отношений.

Можно выделить следующие методы уголовно-исполнительного права:

Все три метода правового регулирования можно обнаружить в различных отраслях права, но в одних отраслях решающим является дозволение, в других – предписание, в третьих – запрет. Также к методам относят:

императивный – это метод по способу правового регулирования;

запрещающий – это метод по способу воздействия на поведение людей;

карательный – это метод по характеру воздействия;

метод санкций – это метод по способу реализации;

по характеру связей между участниками правоотношений – метод власти и подчинения. Основным методом уголовно-исполнительного права является императивный.

Видео (кликните для воспроизведения).

Методы воздействия не сводятся к применению наказания за нарушение норм уголовно-исполнительного законодательства, но тем не менее карательный метод служит тем основным методом, при помощи которого государство принуждает к соблюдению этих норм.

Вышеназванные метода правового регулирования в каждой отрасли права могут иметь дополнительные характеристики, выступать в виде специфических методов, представляющих конкретизацию методов межотраслевых.

Так, охранительные уголовно-правовые отношения регламентируются следующими методами: применение санкций уголовно-правовых норм (уголовного наказания); освобождение от уголовной ответственности и наказания (включая применение принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним, совершившим преступление); применение принудительных мер медицинского характера к лицам, в состоянии невменяемости совершившим общественно опасные деяния, запрещенные уголовным законом, и к лицам, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство.

Общественные отношения, вытекающие из уголовно-правового запрета, регулируются путем установления этого запрета. Его специфика состоит в том, что он запрещает наиболее общественно опасные деяния, а также в тяжести правовых последствий, которые наступают для лица, нарушившего уголовно-правовой запрет (неисполнение его сопряжено, как было отмечено, с угрозой применения самого строгого вида государственного принуждения – уголовного наказания).

Читайте так же:  Заполнение декларации на возврат налога за обучение

Выделенный уголовно-исполнительным правом карательный метод по своему характеру воздействует на лиц, которые были приговорены к реальному отбытию наказания за совершение общественно опасного деяния, что соответствующим образом предупреждает общественно опасные последствия.

Уголовно-исполнительное право также реализует санкции, предписанные приговором. Анализ предмета и метода уголовного права позволяет сформулировать понятие уголовного права как отрасли права.

Уголовно-исполнительное право – это отрасль права, объединяющая правовые нормы, которые устанавливают правовое положение осужденных, учреждения и организации, которые осуществляют контроль за деятельностью данных учреждений. Уголовно-исполнительное право регулирует систему отбывания наказания в виде лишения свободы.

6. УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

Уголовно-исполнительные правоотношения уголовно-исполнительного права имеют следующие элементы: 1)субъекты правоотношений;2)объект правоотношений; 3) содержание правоотношений.

Субъекты уголовно-исполнительных правоотношений – это физические либо юридические лица, обладающие определенными правами и обязанностями, которые регламентируются нормами права.

К субъектам уголовно-исполнительных правоотношений прежде всего относятся учреждения и органы, исполняющие наказания (ст. 16 УИК). На каждое учреждение или орган возложено исполнение определенного вида наказания.

Субъектами уголовно-исполнительных правоотношений могут выступать прокуроры, осуществляющие надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, реализовывающих наказание.

Объект уголовно-исполнительных правоотношений

Общественные отношения не могут не сложиться, если нет социальной ценности, необходимости, которая связывает людей друг с другом, поэтому нет необходимости вступать в пустые беспредметные отношения.

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что объектом правоотношений, в том числе и уголовно-исполнительных, является та социальная ценность, по поводу которой и образуются общественные отношения.

Содержание уголовно-исполнительных правоотношений – это совокупность прав и обязанностей субъектов, установленных нормами уголовно-исполнительного права, и соответствующее им поведение субъектов этих правоотношений.

При анализе общественных отношений следует иметь в виду, что субъективным правам одной стороны соответствуют юридические обязанности другой, нет прав без обязанностей, и нет обязанностей без прав.

Источник: http://dom-knig.com/read_232332-2

1. ПОНЯТИЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА. ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УГОЛОВНО- ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА

Метод уголовно-исполнительного права влияет: 0 на характер общественных отношений, возникающих

между субъектами; 0 соотношение их прав и обязанностей.

Уголовно-исполнительное право — это отрасль российского права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения (отбывания) всех видов наказания, применения средств исправительного воздействия.

Уголовно-исполнительное право регулирует уголовно-исполнительные правоотношения. В этих отношениях участвуют:

0 учреждения и органы, исполняющие приговоры к различным видам наказания;

0 органы государственной власти и местного самоуправления;

0 общественность в связи с выполнением возложенных на нее задач;

0 администрация организаций, на которых работают осужденные;

0 отдельные граждане.

Уголовно-исполнительное право закрепляет основные положения государства в сфере исполнения наказания.

Уголовно-исполнительное право связано с иными отраслями российского права.

Уголовное и уголовно-исполнительное право регулируют общественные отношения, возникающие при применении наказания и освобождении от него. Здесь выделяют три уровня взаимосвязи, на которых:

‘ 1) обеспечивается единство целей, общих положений и принципов, понятийного аппарата, ведущих институтов данных отраслей законодательства; 2)

уголовный закон определяет сущность и содержание конкретных видов наказания и делегирует полномочия исполнительному закону устанавливать в определенном объеме лишения или ограничения прав и законных интересов осужденных при установлении порядка исполнения конкретных видов наказания, но в пределах, им очерченных; 3)

уголовный закон создает лишь нормативные предпосылки для развития отдельных институтов и норм уголовно- исполнительного права.

Уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное право имеют общий понятийный аппарат, а также смежные институты и нормы. Уголовно-исполнительное право регулирует досудебную процедуру реализации смежных институтов, уголовно-процессуальное — их судебную процедуру.

Конституционное и уголовно-исполнительное право регулируют правовой статус осужденных.

Административное и уголовно-исполнительное право связаны со сферой управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, прохождения службы сотрудниками этих органов, применения ими физической силы, спецсредств и оружия к осужденным.

Предмет уголовно-исполнительного права составляют общественные отношения, на урегулирование которых направлена эта отрасль права, а именно: 13 общие положения и принципы исполнения наказаний; б 0 общие положения и принципы применения иных мер уголовно-правового воздействия, предусмотренных Уголовным кодексом РФ (далее — УК РФ); 0 порядок и условия исполнения и отбывания наказания осужденных; 0 применение средств исправления осужденных; 0 порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений и граждан в исправлении осужденных; 0 порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; 0 порядок освобождения от наказания; 0 порядок оказания помощи освобождаемым лицам.

Цель уголовно-исполнительного законодательства —

исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами (ч. 1 ст. 1 Уголовно-исполнительского кодекса РФ, далее — УИК РФ).

Исправление осужденных — это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.

Предупреждение совершения новых преступлений осужденными как цель уголовно-исполнительного права осуществляется путем применения к этим лицам профилактических мер, предусмотренных УИК РФ, а также проведения с ними воспитательной работы.

Предупреждение совершения преступлений иными лицами как цель уголовно-исполнительного права реализуется с помощью предусмотренных законом мер государственного принуждения, для того чтобы граждане не совершали преступлений.

Задачи уголовно-исполнительного законодательства сформулированы в ч. 2 ст. 1 УИК РФ:

0 регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний;

0 определение средств исправления осужденных;

0 охрана прав, свобод и законных интересов осужденных;

0 оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Задача регулирования порядка и условий исполнения и отбывания наказания реализуется в определении предмета правового регулирования, порядка и условий применения наказания. Все главы Особенной части УИК РФ начинаются со статей, регулирующих порядок исполнения наказания. В главах Особенной части УИК РФ содержатся условия исполнения и отбывания наказания.

Задача определения средств исправления осужденных выражается в установлении средств исправления осужденных в конкретной норме закона.

Читайте так же:  Способы проверки задолженности по жкх по лицевому счету

Задача охраны прав, свобод и законных интересов осужденных выражается в определении общих требований и принципрв правового статуса осужденных, а также в определении специального статуса осужденных в зависимости от вида наказания. ,

Источник: http://lawbook.online/ugolovnoe-pravo-ross-kniga/ponyatie-ugolovno-ispolnitelnogo-prava-predmet.html

Статья 1. Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации

СТ 1 УИК РФ

1. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

2. Задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Комментарий к Ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ

1. Исправление осужденных как цель уголовно-исполнительного законодательства предполагает изменение сознания личности путем формирования уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.

2. В науке уголовно-исполнительного права термин «исправление» употребляется в нравственном и юридическом аспектах.

В нравственном аспекте исправление означает изменение сознания человека в процессе преодоления принадлежащих ему принципиально неверных взглядов и представлений.

В юридическом аспекте исправление есть такое изменение личности преступника, которое превращает его в безопасного и безвредного для общества человека.

3. К другим целям уголовно-исполнительного законодательства отнесены предупреждение преступлений осужденными (частная превенция) и предупреждение совершения преступлений иными лицами (общая превенция).

4. Цель частной превенции состоит в том, чтобы осужденные не совершали новых преступлений, как в период наказания, так и после его отбытия.

5. Общая превенция заключается в том, чтобы не допустить совершения преступления иными лицами под страхом наказания. В данном случае останавливающим фактором является возможность в случае привлечения к уголовной ответственности претерпеть неблагоприятные последствия наказания.

6. Достижение целей уголовно-исполнительного законодательства достигается путем постановки перед этой отраслью законодательства задач, определенных в ч. 2 ст. 1 УИК РФ, и их реализации.

7. Регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказания выражается в предмете правовой регламентации порядка и условий применения наказания, а также во всей совокупности наиболее значимых общественных отношений, возникающих в данной сфере. Порядок и условия исполнения и отбывания уголовных наказаний определены в нормах Особенной части УИК РФ.

8. Определение средств исправления осужденных закрепляется в конкретной норме закона. Так, в ч. 2 ст. 9 УИК РФ определены основные средства исправления осужденных:

— общественно полезный труд;

— получение общего образования;

9. Охрана прав, свобод и законных интересов осужденных заключается в детальной регламентации общего правового статуса осужденных, специального статуса осужденных к различным видам наказаний и правового механизма обеспечения его реализации. Основы правового положения осужденных изложены в Общей части, а особенности правового положения осужденных к отдельным видам наказаний содержатся в нормах Особенной части УИК РФ.

10. Оказание осужденным помощи в социальной адаптации преследует цель предупредить рецидив преступлений со стороны лиц, отбывших наказание. Их социальная адаптация включает в себя оказание им помощи при освобождении, содействие в трудовом и бытовом устройстве и контроль за ними.

Источник: http://uikod.ru/obshchaya-chast/razdel-1/glava-1/st-1-uik-rf

Предмет, цели и задачи уголовно-исполнительного права

Предмет уголовно-исполнительного права — регулирование общественных отношений, возникающих:

  • при исполнении (отбывании) всех видов уголовного наказания и иных мер уголовно-правового характера, а также при применении к осужденным средств исправления;
  • в связи с участием органов государственной власти и органов местного самоуправления по контролю за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание, и оказанию им помощи в исправлении осужденных;
  • между администрацией организаций, общественными объединениями, а также гражданами в связи с их участием в исправлении осужденных или посещением исправительных учреждений.

Предмет уголовно-исполнительного права:

  1. регламентация деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. Порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления в исправлении осужденных и в контроле за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания;
  2. регулирование деятельности организаций, в которых работают осужденные к лишению свободы и лица, в отношении которых исполняется наказание, не связанное с лишением свободы;
  3. регулирование порядка деятельности общественных объединений, но только в связи с оказанием ими содействия учреждениям и органам, исполняющим наказания, и осуществления общественного контроля за их деятельностью;
  4. исполнение всех видов наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия, предусмотренных УК РФ на основе установленных законодательством принципов, правил поведения;
  5. применение к осужденным предусмотренных средств исправительного воздействия;
  6. процедура освобождения от наказания и помощи освобождаемым лицам.

Цели уголовно-исполнительного права:

  1. исправление осужденных — процесс воспитательного воздействия на осужденных во время отбывания ими наказания, а также результат данного процесса. Содержание осужденных будет зависеть от степени исправления их поведения, которая определяется учреждением и органом, исполняющим наказания;
  2. предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами — реализуется опосредованно и опирается на предусмотренные законом меры государственного принуждения с целью удержать граждан от совершения преступления.

Задачи уголовно-исполнительного права — определенная система, состоящая из общих и конкретных положений и реализуемая в деятельности специальных органов путем применения комплексных мер карательно-исправительного воздействия на осужденных.

Общие задачи уголовно-исполнительного права:

  1. урегулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний;
  2. определение средств исправления осужденных;
  3. охрана их прав, свобод и законных интересов;
  4. оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Частные задачи уголовно-исполнительного права — регулируют конкретные правоотношения или отдельные правовые институты:

  1. режим в исправительных учреждениях;
  2. воспитательную работу с осужденными;
  3. функционирование самостоятельных организаций осужденных к лишению свободы и др.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://be5.biz/pravo/u022/03.html

Цели и задачи уголовно исполнительного права
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here