Педагоги — требования, права и обязанности

Все самое интересное по теме: "Педагоги — требования, права и обязанности" с выводами специалистов. Актуальность информации на 2020 год вы всегда можете уточнить у дежурного юриста.

Права и обязанности педагогов

Законом устанавливаются права и обязанности педагогов, призванных организовывать учебно-воспитательный процесс.

ПРАВА РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Работники образовательных учреждений имеют право:

  • на участие в управлении образовательным учреждением;
  • на защиту своей профессиональной чести и достоинства;
  • на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников.

Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником образовательного учреждения норм профессионального поведения и (или) устава данного образовательного учреждения может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме. Копия жалобы должна быть передана данному педагогическому работнику. Ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия заинтересованного педагогического работника образовательного учреждения, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, или при необходимости защиты интересов обучающихся, воспитанников.

ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Работники образовательных учреждений обязаны:

  • стремиться к достижению максимально высокого уровня всей своей профессиональной работы;
  • проявлять готовность к участию в мероприятиях с учащимися и взрослыми, входящих за рамки плана образовательного учреждения;
  • уважать личность ребенка, его право на выражение мнений и убеждений, поддерживать дисциплину на основе уважения их человеческого достоинства методами, исключающими физическое и психическое насилие по отношению к ученикам;
  • проходить периодические бесплатные медицинские обследования;
  • принимать меры предосторожности для предупреждения несчастных случаев с учащимися.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Работники образовательных учреждений, связанные с процессом обучения, несут административную и уголовную ответственность.

Уголовная ответственность установлена за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних педагогическим или другим работником образовательного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением.

Неисполнение обязанностей педагогическим работником могут повлечь за собой его увольнение.

Кроме предусмотренных трудовым законодательством, основаниями для увольнения педагогического работника по инициативе администрации без согласия профсоюза до истечения срока действия трудового договора являются:

повторное в течение года грубое нарушение Устава образовательного учреждения;

применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью ученика;

появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

За нарушение норм профессионального поведения и Устава учреждения предусматриваются также другие дисциплинарные меры.

Под физическим насилием следует понимать применение физической силы к ученику .

Психическое насилие не имеет столь четкого определения. Вот как определяет понятие «психическое насилие» «Комментарий к Закону РФ «Об образовании»»:

Формами психического насилия являются:

угрозы в адрес обучающегося;

преднамеренная изоляция обучающегося;

предъявление к обучающемуся чрезмерных требований, не соответствующих возрасту;

оскорбление и унижение достоинства;

систематическая необоснованная критика ребенка, выводящая его из душевного равновесия;

постоянная негативная характеристика обучающегося;

демонстративное негативное отношение к обучающемуся.

КАК ЗАЩИТИТЬ СВОИ ПРАВА

Прежде всего, запомните: права могут быть защищены любым способом, не запрещенным законом .

Правило 1 . Чтобы права человека были защищены, мало их написать на бумаге, надо чтобы сам человек хотел и умел их защитить. Права человека реализуются только через его волю.

Правило 2 . Наши права кончаются там, где начинается нарушение прав другого человека. Если сегодня мы нарушаем права более слабого, завтра найдется тот, кто нарушит наши права.

Правило 3 . Каждый имеет столько прав, сколько он может и хочет иметь.

Правило 4. Человек и государство общаются друг с другом только письменно. Если Вы пришли к чиновнику, Вы должны оставить ему заявление, на копии которого он должен расписаться. Если Вы этого не сделали, можете считать, что Вы у чиновника не были.

Подумайте, что будет, если…

  • Ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть
  • Ребенка высмеивают, он становится замкнутым
  • Ребенок растет во вражде, он учится быть агрессивным
  • Ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины
  • Ребенок растет в терпимости, он учится понимать других
  • Ребенка хвалят, он учится быть благородным
  • Ребенок растет в честности, он учится быть справедливым
  • Ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей
  • Ребенка поддерживают, он учится ценить себя
  • Ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Источник: http://86sch18-nv.edusite.ru/p166aa1.html

8.3. Правовая ответственность педагогических работников

Юридическая ответственность педагогических работников является одним из основных и важнейших элементов системы юридических гарантий осуществления ими своих обязанностей и, тем самым, элементом их правового статуса. В самом деле, знание педагогами как своих обязанностей, так и той ответственности, которую они могут понести за невыполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных, служебных (функциональных) обязанностей и, соответственно, правильная, адекватная реакция, есть важнейшая гарантия того, что педагогический работник сможет и дальше осуществлять свою профессиональную педагогическую деятельность, профессионально расти и рассчитывать на эффективное гарантирование своих гражданских и профессиональных прав и законных интересов.

Как ранее уже отмечалось, правовая ответственность применительно к субъектам образовательных правоотношений может быть условно подразделена на образовательно-правовую ответственность (предусмотренную образовательным законодательством) и ответственность «обычную», т.е. предусмотренную нормами традиционны отраслей права, прежде всего, трудовым, гражданским и административным. Эта относительность и отражает, следует сказать, специфику образовательных отношений, проявляющуюся в том, что нормы, прежде всего, трудового и гражданского права, регулирующие эти отношения, приобретают «образовательно-правовой оттенок», т.е., как отмечалось в главе 2, представляют собой «особенную» часть нормы образовательного права.

Так, образовательно-дисциплинарная ответственность педагогических работников в общем плане предусмотрена Законом РФ «Об образовании», причем эта ответственность во многом близка с ответственностью по трудовом праву. Это с одной стороны. С другой стороны, сама эта ответственность не содержит законодательный перечень оснований и мер ответственности, формулировка их носит, как правило, опосредованный характер. К примеру, в п.1 ст.13 закона законодатель обязывает образовательное учреждение указывать в своем Уставе права и обязанности участников образовательного процесса. Путем расширительного толкования становится понятным, что в этой норме опосредовано речь идет и об ответственности педагогических работников, которую должен содержать Устав. Во-первых, педагогические работники являются одним из важнейших участников образовательного процесса, а, во-вторых, разновидностью их юридических обязанностей является их правовая ответственность.

Читайте так же:  Требования к содержанию многоквартирного дома

Несколько более подробно, но, опять-таки опосредовано, закон говорит об ответственности педагогических работников посредством перечисления оснований ответственности самого образовательного учреждения (п.3 ст. 32), о чем речь уже шла в предыдущей главе. Отметим лишь, что большинство из этих оснований имеет прямую связь с профессиональной деятельностью педагогических работников (подпункты 2), 3), 4) п.3 ст. 32).

«Образовательно-трудовая» ответственность педагогических работников предусматривается п.4 ст. 56 Закона РФ «Об образовании». К числу оснований для увольнения педагогического работника по инициативе администрации образовательного учреждения (причем, без согласия профсоюза педагогических работников) законодатель относит: 1) повторное в течение года грубое нарушение устава образовательного учреждения; 2) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника; 3) появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

В Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», в отличие от предыдущего, практически вообще не говорится об ответственности педагогических работников высшей школы. Он ограничивается лишь указанием на то, что «предоставляемые академические свободы влекут за собой академическую ответственность за создание оптимальных условий для свободного поиска истины, ее свободного изложения и распространения».

Очевидно, что законодатель пошел по пути, во-первых, использования возможностей отраслевого законодательства (трудового, гражданского, административного и, в особых случаях, уголовного) и, во-вторых, предоставления прав по более детальному регламентированию оснований и мер ответственности подзаконных актам. Однако, как показывает анализ типовых положений (об общеобразовательном учреждении и высшем учебном заведении), органы исполнительной власти также не стали подробно формулировать основания и меры юридической ответственности педагогических работников, ограничившись самыми общим предписаниями и также, как и законодатель, отправляя к отраслевому законодательству. Тем самым эта проблема ответственности педагогических работни ков «легла на плечи» самих образовательных учреждений в лице их локальных нормативно-правовых актов – Устава, правил внутреннего распорядка (ПВР) и т.д.

Так, в упоминавшемся Уставе Пермского государственного педагогического университета в п. 54 прямо записано, что за нарушение Устава Университета, трудовой дисциплины, Правил внутреннего распорядка и Правил проживания в общежитии, на работников Университета могут быть наложены дисциплинарные взыскания в соответствии с законодательством Российской Федерации: замечание, выговор, увольнение с работы». Раздел 6 ПВР того же Университета содержит весьма подробную характеристику как мер дисциплинарной ответственности работников Университета, так и порядка его применения. Некоторые вузы расширяют перечень мер дисциплинарной ответственности к своим работникам: в Правила внутреннего распорядка Уральской академии государственной службы помимо замечания, выговора и увольнения предусмотрен и строгий выговор (п.31 ПВР).

Если попытаться обобщить основания юридической (образовательно-дисциплинарной и трудовой) ответственности к педагогическим работникам общеобразовательного учреждения (учителям школы) и высшей школы (профессорско-преподавательскому составу вуза), то они сводятся к следующему.

Учителя школынесут дисциплинарную ответственность за:

— повторное в течение года грубое нарушение Устава образовательного учреждения;

— применение (даже однократное) методов воспитания и обучения, связанных с физическим и (или) психическим на­силием над личностью обучающегося;

— появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

— невнимательность, допущенную к жизни и здоровью детей во время проведения уроков (занятий), внеклассных и внешкольных мероприятий;

— некорректное поведение по отношению к родителям обучающихся, коллегам;

— недостойное поведение на работе, в быту и общественных местах;

— несоблюдение требований техники безопасности и ох­раны труда, производственной санитарии, гигиены, проти­вопожарной и экологической безопасности.

Профессорско-преподавательский состав вузанесет ответственность фактически за те же проступки, но «адаптированные» к условиям педагогической деятельности в высшей школе. Скажем, в соответствии с п.84 Устава Уральского государственного университета им А.М. Горького, научно-исследовательская работа является обязанностью всего штатного профессорско-преподавательского состава, поскольку научные исследования являются неотъемлемой частью подготовки специалистов. Тем самым, неисполнение либо некачественное выполнение этой обязанности, установленной в определенной порядке (при проведении аттестации, анализ количества и качества публикаций и др.) может рассматриваться как основание для, например, объявления выговора преподавателю. То же самое можно сказать, например, и по отношению к систематическому отказу преподавателя от повышения своей квалификации на факультетах (институтах) повышения квалификации и т.д.

Помимо рассмотренных видов правовой ответственности педагогические работники могут (должны) нестигражданско-правовуюиматериальную ответственность.Заметим, что такая ответственность предусмотрена как образовательным законодательством, так и собственно гражданским и трудовым.

Аналогичная ответственность педагогического работника предусматривается ч.1 ст. 1068 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которой «юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей».Важно подчеркнуть, что частью 2 той же статьи работниками в данном случае признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ. Педагогические работники, как можно видеть, полностью подпадают под действие данной нормы гражданского законодательства. Что касается вреда (в ГК РФ не говорится, о каком именно вреде – имущественном или неимущественном – идет конкретно речь), то он может быть нанесен педагогическим работни корм как самому образовательному учреждению, так обучающимся и иным работникам образовательного учреждения. Что касается собственно содержания, размера и значимости вреда, то это определяется исходя из совершенного противоправного деяния работника в установленном законодательством порядке.

Что касается нарушений педагогическим работником трудового законодательства, то к нему применяются меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные ст. 192 Трудового кодекса РФ, к которым относятся замечание, выговор, увольнение. Как уже было показано выше, в образовательном законодательстве предусматриваются (по сути дела, дублируются) все эти меры, что и дало основание обозначить как меры образовательно-трудовой ответственности.

Наконец, педагогический работник как45 и всякий другой, может и обязан нести в установленном порядке материальную ответственность, предусмотренную ст.ст. 232, 233, 238,241 -244, 246-248 Трудового кодекса. Непосредственными мерами такой ответственности возмещение прямого действительного ущерба, причиненного наличному имуществу работодателя (образовательного учреждения (уменьшение этого имущества или ухудшение его состояния). При этом размер материальной ответственности работника не может превышать, как правило, его месячного заработка, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом или иными федеральными законами (ст.241 ТК РФ). Кроме того, и это едва ли не самое главное: педагогический работник может принужден к возмещению ущерба в полном размере (т.е. даже в случае превышения данного ущерба размера месячного заработка работника) в ряде случаев. К этим случаям закон относит (ст. 243 ТК РФ):

Читайте так же:  Особенности заполнения бланка заявления на развод

— когда в соответствии с Трудовым кодексом или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей;

— недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;

— умышленного причинения ущерба;

— причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

— причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;

— причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;

— разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами;

— причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.

Правовая ответственность иных категорий педагогических работников, не рассмотренных в данном параграфе, то она нечем в принципе не отличается от ответственности учителей школы и профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений.

В порядке заключения следует заметить, что вопросы правовой ответственности педагогических работников как важного элемента их правового статуса в российском образовательном законодательстве пока еще не нашла своего должного отражения. В этом отношении вновь уместно обратить внимание на Проект Общей части Кодекса РФ об образовании, в котором впервые его разработчики уделили самое пристальное внимание теме юридической ответственности различных категорий участников образовательных правоотношений, в том числе и педагогических работников. Этому уделено16 статей главы 19 Проекта, что, думается, совершенно правильно. В частности, помимо «традиционных» мер дисциплинарной ответственности, предусмотренных ст. 192 Трудового кодекса РФ, статье 193 Проекта предлагает установить еще одну меру ответственности: временное отстранение педагогического работника, совершившего проступок, от ведения занятий на срок до окончания четверти (в школе) или семестра (в вузе).

Такова общая характеристика правовой ответственности педагогических работников, внимание к которой в контексте совершенствования образовательного законодательства и повышения роли и значимости дисциплины во всех сферах общества, в том числе и, может быть, особенно, в сфере образования, несомненно, будет возрастать.

Вопросы для самопроверки, размышлений, практические задания

Каковы причины и необходимость различения групп работников образования? Приведите аргументы, помимо тех, о которых сказано в главе, в пользу того, что педагогические работники действительно представляют собой центральную категорию работников образования.

Чем отличаются правовые статусы различных категорий работников образования? Каковы последствия таких различий?

3. В чем существенные различия между понятиями «субъективное право» и «законный интерес» применительно к педагогическому работнику. Попытайтесь графически «сконструировать» правовой статус: а) учителя начальной школы; б) педагога старших классов общеобразовательного учреждения; в) преподавателя высшей школы. Выделите и прокомментируйте основные различия этих статусов.

4. Проанализируйте основные локальные нормативно-правовые акты своего вуза (Устав, Правила внутреннего распорядка и др.) на предмет выявления в них основных прав и обязанности педагогических работников Вашего вуза. Попытайтесь их систематизировать с точки зрения принадлежности их к различным группам: образовательным (педагогическим), личным (гражданским), политическим, экономическим, в т.ч. трудовым, социальным, культурным, информационным.

5. Попытайтесь составить собственную классификацию правонарушений педагогических работников различных категорий. Могли бы вы предложить законодателю какие-либо новые меры юридической ответственности педагогического работника и те основания, по которым она может быть возложена?

Контактная информация
© 2020 ФГБНУ «Федеральный центр образовательного законодательства»

Источник: http://www.lexed.ru/obrazovatelnoe-pravo/knigi/yagofarov2005/83.php

8.1.3. Обязанности педагогических работников

— обязанность соблюдать действующее российское законодательство, в том числе образовательное законодательство, Устав и локальные акты образовательного учреждения (организации):

— обязанность обеспечивать качественное проведение учебного и воспита­тельного процесса, высокую эффективность педагогической и мето­дической деятельности;

— обязанность соблюдать все требования, предъявляемые к педагогическим работникам в тарифно-квалификационных характеристиках, утвер­жденных в установленном порядке;

— обязанность обеспечивать качественное освоение обучающими образова­тельных программ и выполнение государственных образовательных стандартов в соответствии с учебным планом и графиком занятий;

— обязанность строго следовать профессиональной этике;

— обязанность систематически повышать свою профессиональную квалификацию;

— обязанность развивать у обучающихся (воспитанников) самостоятельность, инициативу, творческие способности, а также содействовать гражданам с отклонениями благоприятных психолого-педагогических условий для получения ими образования;

— обязанность формировать у обучающихся (воспитанников) здоровый образ жизни, вести профилактику вредных привычек;

— обязанность уважать, защищать и обеспечивать права, свободы и законные интересы обучающегося (воспитанника) в образовательном процессе, недопустимость произвольного ограничения этих прав, свобод и законных интересов;

— обязанность периодически обновлять образовательные программы, учебные планы;

— обязанность осуществления систематического текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательного учреждения в соответствии с его Уставом и требованиями образовательного законодательства;

— обязанность содействия формированию и подержанию благоприятного морально-психологического климата среди обучающихся (воспитанников) и в целом в коллективе работников образовательного учреждения.

Обязанности педагогических работников общеобразовательных учреждений.Анализ трудовых и образовательно-профессиональных обязанностей, конкретизирующие и уточняющие названные выше обязанности Трудовым кодексом РФ, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, их уставами и иными локальными актами, а также трудовыми договорами (контрактами) педагогических работников (учителей школы) позволяет выделить следующие их обязанности:

— добросовестно выполнять трудовые обязанности;

— соблюдать трудовую дисциплину;

— выполнять установленные нормы труда;

— стремиться к повышению качества выполняемой работы, проявлять творческую инициативу, направленную на до­стижение высоких результатов трудовой деятельности;

— соблюдать требования по охране труда, технике без­опасности, производственной санитарии (гигиене труда) и противопожарной охране;

— проходить один раз в пять лет аттестацию на соответствие занимаемой должности;

— систематически повышать свой теоретический и культурный уровень, профессиональную квалификацию;

— соблюдать установленный порядок хранения материальных ценностей и документов;

— проходить периодически бесплатное медицинское обследование.

— осуществлять обучение и воспитание учащихся с учетом специфики преподаваемого предмета;

— принимать меры к немедленному устранению причин и ус­ловий, препятствующих или затрудняющих осуществление педагогического процесса;

— формировать общую культуру личности учащихся, условия для осознанного выбора и последующего освоения профессио­нальных образовательных программ учащимися;

— реализовать образовательную программу и обеспечивать уровень подготовки учащихся, соответствующего Госу­дарственному образовательному стандарту;

Читайте так же:  В какие страны не нужна виза белорусам

— участвовать в деятельности методических объединений и других формах методической работы;

— обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса;

— сотрудничать с коллегами, органами управления об­разования в интересах учащихся;

— постоянное проявлять внимание и вежливое отноше­ние к детям, родителям учащихся и членам коллектива;

— участвовать в мероприятиях с учащимися и их родителями, выходящими за рамки учебного плана образовательного учреждения.

Упоминавшаяся выше «Рекомендация МОТ/ЮНЕСКО о положении учителей» называет такие обязанности учителей, признание и обеспечение которых является одной из важнейших задач органов народного образования:

— все учителя должны стремиться к достижению максимально высокого уровня всей своей профессиональной работы;

— учителя и учительские организации должны стремиться к установлению широкого сотрудничества с органами народного образования в интересах учащихся, развития образования и общества;

— учительскими организациями должен быть выработан кодекс этики учителя или кодекс поведения, ибо такое кодексы вносят значительный вклад в обеспечение престижа профессии учителя и выполнение профессионального долга в соответствии с согласованными принципами;

— учителя должны проявлять готовность к участию в мероприятиях с учащимися и взрослыми, выходящих за рамки учебного плана школы.

Как можно заметить, ряд этих рекомендаций уже нашел свое отражение в российском образовательном законодательстве.

Обязанности педагогических работников педагогических работников высших учебных заведении не отличаются принципиально от обязанностей учителей общеобразовательных школ, хотя четкого перечня таких обязанностей ни ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», ни Типовое положение о высшем учебном заведении не приводят. Скажем, как и любому педагогическому работнику, преподавателю высшей школы запрещается использование антигуманных, а также опасных для жизни или здоровья обучающихся методов обучения (п. 38 . Типового положении о высшем учебном заведении)

То же время в, уставах вузов ряд обязанностей актуализируются и уточняются, исходя из специфики высшей школы вообще и конкретного вуза, в частности. Так¸ из положений пунктов 45 и 46 Типового положения явно вытекают обязанности профессорско-преподавательского состава активно заниматься научной деятельностью, по результатам оценки которой дается характеристика как индивидуальной профессиональной научно-педагогической работы каждого преподавателя, но и всего учебного заведения в целом. Это, в частности, имеет отношение и к так называемой «грантовой» научной деятельности, удельный вес и значимость которой для оценки научно-педагогического профессионализма преподавателя и вуза в целом в современный период повышаются.

Пункт 49 Устава государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Уральский университет предусматривает следующие, помимо общих, указанных выше, обязанности научно-педагогических работников Университета:

— всемерно своим трудом и поведением способствовать повышению престижа Университета как научно-образовательного, просветительного и культурного центра.

— обеспечивать высокую эффективность педагогического и научного процессов;

Видео (кликните для воспроизведения).

— формировать у обучающихся профессиональные качества по избранному направлению подготовки (специальности), гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;

— выполнять требования по защите государственной, служебной и коммерческой тайны, сведений конфиденциального характера, а также правовой охране интеллектуальной собственности Университета.

Пункт 6.25 Устава Института дополнительного профессионального образования – негосударственного образовательного учреждения «Европейский университет в Санкт-Петербурге предусматривает также такие (кроме общих) обязанности своих преподавателей, как обязанности ответственно и творчески относиться к работе, а также соблюдать нормы профессионального поведения и этики.

Уместно вновь привести извлечение из «Рекомендации ЮНЕСКО/МОТо статусе преподавательских кадров учреждений высшего образования» (Париж, 1997г.) с перечислением обязанностей преподавателей высшей школы. Представляется, что этот перечень, признаваемый мировым сообществом, для российского законодателя и самих вузов страны, равно как и для самих преподавателей, имеет исключительно большое значение.

VII. ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИХ

КАДРОВ УЧРЕЖДЕНИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

33. Необходимо, чтобы преподавательские кадры учреждений высшего образования признавали, что осуществление их прав влечет за собой особые обязанности и ответственность, включая обязанность уважать академическую свободу других членов академического сообщества и обеспечивать честное обсуждение противоположных мнений. Академической свободе сопутствует обязанность использовать ее в соответствии с долгом ученого, заключающимся в проведении исследовательской деятельности на основе добросовестного поиска истины. Необходимо, чтобы преподавательская, исследовательская и научная деятельность проводилась в полном соответствии с этическими и профессиональными нормами и была нацелена, по возможности, на решение современных проблем, стоящих перед обществом, а также обеспечивала сохранение исторического и культурного наследия мира.

34. Индивидуальные обязанности преподавательских кадров учреждений высшего образования, неразрывно связанные с их академической свободой, заключаются, в частности, в следующем:

1) эффективно обучать студентов в рамках средств, предоставляемых учебным заведением и государством, быть честным и справедливым к студентам мужского и женского пола и одинаково обращаться со студентами всех рас и религий, а также инвалидами, поощрять свободный обмен идеями между самими преподавателями и студентами и предоставлять себя в распоряжение последних, с тем, чтобы направлять учебу студентов.

Преподавательские кадры учреждений высшего образования должны, в случае необходимости, обеспечивать охват того минимума материала по каждому предмету, который предусмотрен в учебной программе;

2) проводить научно-исследовательскую деятельность и распространять ее результаты или, когда проведение оригинальных исследований не требуется, поддерживать и повышать уровень своих знаний по конкретному предмету с помощью учебных курсов и исследовательской деятельности, а также посредством разработки учебной методологии, нацеленной на совершенствование педагогических навыков:

3) осуществлять исследовательскую и научную деятельность на основе честного поиска знаний, должным образом обеспечивая доказательность, беспристрастность суждений и добросовестность при сообщении результатов;

4) соблюдать этику научных исследований, касающихся человека, животных, наследия или окружающей среды;

5) уважать и признавать научную работу своих коллег и студентов, и в частности обеспечивать, чтобы в число авторов публикуемых работ входили все, кто внес в них реальный вклад и разделяет ответственность за их содержание;

6) воздерживаться от использования новой информации, концепций или данных, изначально полученных вследствие доступа к конфиденциальным рукописям или запросам о предоставлении средств на исследовательскую деятельность или подготовку, ознакомиться с которыми можно было в результате такой деятельности, как, например, внешнее рецензирование, за исключением тех случаев; когда автор дал на это разрешение;

7) обеспечивать, чтобы исследовательская деятельность осуществлялась в соответствии с законами и нормами того государства, в котором она проводится, чтобы она не нарушала международных правовых актов в области прав человека и чтобы се результаты и данные, на которых она основывается, были реально доступными для ученых и исследователей в принимающем учреждении, за исключением тех случаев; когда информация могла бы поставить под угрозу респондентов или когда гарантируется анонимность;

Читайте так же:  Кому и на каких условиях предоставляются налоговые вычеты

8) избегать столкновения интересов и решать спорные вопросы на основе открытости и всесторонних консультаций с учреждением высшего образования, в котором они работают, с тем, чтобы получить поддержку этого заведения:

9) добросовестно использовать все предоставляемые в их распоряжение финансовые средства в интересах учреждений высшего образования, исследовательских и других профессиональных или научных органов;

10) быть честными и беспристрастными в профессиональной оценке своих коллег и студентов;

11) сознавать свою ответственность, выступая или публикуя вне научных каналов материалы по вопросам, не связанным со своими профессиональными знаниями, и не вводить общественность в заблуждение в отношении характера своих профессиональных знаний;

12) выполнять надлежащие обязанности, требующиеся для коллегиального управления учреждением высшего образования и профессиональными органами.

35. Преподавательским кадрам учреждений высшего образования следует стремиться к достижению как можно более высоких стандартов в своей профессиональной работе, поскольку их статус в значительной мере зависит от них самих и качества их работы.

36. Преподавательским кадрам учреждений высшего образования следует вносить свой вклад в подотчетность учреждений высшего образования перед государственными органами, не поступаясь вместе с тем той степенью институциональной автономии, которая необходима для их работы, профессиональной свободы и продвижения знаний.

Контактная информация
© 2020 ФГБНУ «Федеральный центр образовательного законодательства»

Источник: http://www.lexed.ru/obrazovatelnoe-pravo/knigi/yagofarov2005/813.php

Prom-Nadzor.ru

Вы здесь

Должностная инструкция педагога дополнительного образования

[организационно-правовая форма,
наименование организации, предприятия]

[должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного
должностного лица, уполномоченного утверждать
должностную инструкцию]

[число, месяц, год]

Должностная инструкция педагога дополнительного образования [наименование образовательной организации]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Педагог дополнительного образования является педагогическим работником и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2. На должность педагога дополнительного образования принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

1.3. На должность педагога дополнительного образования в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо:

— не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

— не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

— не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

— не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке;

— не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

1.4. Педагог дополнительного образования должен знать:

— приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

— законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

— Конвенцию о правах ребенка;

— возрастную и специальную педагогику и психологию;

— специфику развития интересов и потребностей обучающихся, воспитанников, основы их творческой деятельности;

— методику поиска и поддержки молодых талантов;

— содержание учебной программы, методику и организацию дополнительного образования детей, научно-технической, эстетической, туристско-краеведческой, оздоровительно-спортивной, досуговой деятельности;

— программы занятий кружков, секций, студий, клубных объединений;

— деятельность детских коллективов, организаций и ассоциаций;

— методы развития мастерства;

— современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода, методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками, детьми разного возраста, их родителями, лицами, их заменяющими, коллегами по работе;

— технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

— технологии педагогической диагностики;

— основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

— правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;

— правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.5. Педагогу дополнительного образования запрещается:

— оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагога дополнительного образования;

— использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

1.6. Педагог дополнительного образования принимается и увольняется с работы приказом [наименование должности руководителя].

2. Должностные обязанности

Педагог дополнительного образования:

2.1. Осуществляет дополнительное образование обучающихся, воспитанников в соответствии со своей образовательной программой, развивает их разнообразную творческую деятельность.

2.2. Комплектует состав обучающихся, воспитанников кружка, секции, студии, клубного и другого детского объединения и принимает меры по сохранению контингента обучающихся, воспитанников в течение срока обучения.

2.3. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения) исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

Читайте так же:  Основные правила составления расписки о получении денежных средств

2.4. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий.

2.5. Обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся, воспитанников.

2.6. Участвует в разработке и реализации образовательных программ. Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение.

2.7. Выявляет творческие способности обучающихся, воспитанников, способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей.

2.8. Организует разные виды деятельности обучающихся, воспитанников ориентируясь на их личности, осуществляет развитие мотивации их познавательных интересов, способностей.

2.9. Организует самостоятельную деятельность обучающихся, воспитанников, в том числе исследовательскую, включает в учебный процесс проблемное обучение, осуществляет связь обучения с практикой, обсуждает с обучающимися, воспитанниками актуальные события современности.

2.10. Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся, воспитанников.

2.11. Оценивает эффективность обучения, учитывая овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса, используя компьютерные технологии, в т. ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.

2.12. Оказывает особую поддержку одаренным и талантливым обучающимся, воспитанникам, а также обучающимся, воспитанникам, имеющим отклонения в развитии.

2.13. Организует участие обучающихся, воспитанников в массовых мероприятиях.

2.14. Участвует в работе педагогических, методических советов, объединений, в других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим, а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции.

2.15. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса.

2.16. Обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности.

2.17. При выполнении обязанностей старшего педагога дополнительного образования наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по должности педагога дополнительного образования, осуществляет координацию деятельности педагогов дополнительного образования, других педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды образовательной организации.

2.18. Оказывает методическую помощь педагогам дополнительного образования, способствует обобщению передового их педагогического опыта и повышению квалификации, развитию их творческих инициатив.

2.19. Осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне в соответствии с утвержденной рабочей программой.

2.20. Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики.

2.21. Уважает честь и достоинство обучающихся, воспитанников и других участников образовательных отношений.

2.22. Развивает у обучающихся, воспитанников познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формирует у обучающихся, воспитанников культуру здорового и безопасного образа жизни.

2.23. Применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.

2.24. Учитывает особенности психофизического развития обучающихся, воспитанников и состояние их здоровья, соблюдает специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействует при необходимости с медицинскими организациями.

2.25. Систематически повышает свой профессиональный уровень.

2.26. Проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.

2.27. Проходит в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.

2.28. Проходит обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

2.29. Соблюдает Устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

2.30. [Другие должностные обязанности].

3. Права

Педагог дополнительного образования имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:

— на сокращенную продолжительность рабочего времени;

— на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

— на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

— на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;

— на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

— на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);

— на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;

— на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];

— на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

3.2. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.

3.3. Запрашивать лично или по поручению руководства от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.4. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет — с разрешения руководства).

3.5. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

3.6. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.7. [Иные права, предусмотренные Трудовым законодательством Российской Федерации].

4. Ответственность

Педагог дополнительного образования несет ответственность:

4.1. За нарушение Устава образовательной организации.

4.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.

4.3. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.4. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.5. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://prom-nadzor.ru/content/dolzhnostnaya-instrukciya-pedagoga-dopolnitelnogo-obrazovaniya

Педагоги — требования, права и обязанности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here