Меры административного принуждения основные виды и правила применения

Все самое интересное по теме: "Меры административного принуждения основные виды и правила применения" с выводами специалистов. Актуальность информации на 2020 год вы всегда можете уточнить у дежурного юриста.

Административное принуждение

Государственное принуждение: понятие, признаки, виды

Государственное принуждение – вид социального принуждения, совокупность мер психического, физического, материального или организационного воздействия, применяемых уполномоченными субъектами в установленном порядке вне зависимости от воли субъектов применения в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

Признаки государственного принуждения:

  • является разновидностью социального принуждения;
  • по своей психомотивационной природе определяется конфликтом между государственной волей, выраженной в законодательстве, и индивидуальной волей лиц, нарушивших правовые предписания;
  • опосредовано правом, носит правовой характер;
  • представляет собой акт внешнего психического, физического, материального или организационного воздействия;
  • воздействие оказывается на сознание, волю или поведение субъекта;
  • осуществляется посредством применения соответствующих мер;
  • обусловлено конфликтом между государственной волей, выраженной в законодательстве, и волей субъекта применения;
  • применение государственного принуждения вызывает причинение лицу правоограничений отрицательного характера;
  • основанием применения выступают факты совершения или угрозы совершения правонарушений, а также возникновение других нежелательных для общества и государства аномалий с правовым содержанием;
  • применяется в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности;
  • реализуется в рамках правоотношений охранительного типа.

Виды государственного принуждения:

  1. административное принуждение;
  2. уголовное принуждение;
  3. гражданско-правовое принуждение;
  4. дисциплинарное принуждение.

Административное принуждение: понятие, особенности, цели, виды

Административное принуждение – метод государственного управления, основанный на нормах административного права, совокупность средств психического, физического и иного воздействия, применяемых уполномоченными субъектами в установленном процессуальном порядке в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

Особенности административного принуждения:

  • основывается на нормах административного права;
  • применяется как физическими, так и юридическими лицам;
  • применяется в сфере общественных отношений, урегулированных как нормами административного права, так и нормами других отраслей права;
  • закрепляется как в законных, так и в подзаконных нормативных правовых актах;
  • применяется широким кругом уполномоченных субъектов;
  • система мер административного принуждения отличается разносторонним характером (широкого спектра действия);
  • применяется чаще всего в административном (внесудебном) порядке;
  • порядок применения регламентируется административно-процессуальными нормами, создающими упрощенную процедуру;
  • применяется как к лицам, совершившим правонарушения, так и к лицам, не совершившим правонарушения (меры административного предупреждения);
  • законность применения обеспечивается системой гарантий;
  • применяется в целях обеспечения правового порядка и общественной безопасности.

Цели административного принуждения:

  1. предупреждение правонарушений и наступления иных вредных последствий, не связанных с правонарушением;
  2. пресечение правонарушений;
  3. восстановление нарушенного состояния;
  4. процессуальное обеспечение;
  5. наказание (ответственность) правонарушителя.

По характеру и специфике правонарушения выделяют меры психического воздействия, меры физического воздействия, меры материального (имущественного) воздействия, меры организационного воздействия.

По субъекту применения существуют меры, применяемые индивидуальными субъектами и применяемые коллективными субъектами.

По нормативным основаниям меры принуждения могут основываться на законах и подзаконных актах.

Применяются меры либо в административном (внесудебном), либо в судебном порядке.

Меры принуждения могут быть основаны на правонарушениях, на иных фактах (аномалии с правовым содержанием).

По сфере воздействия выделяют внутриорганизационные и внеш-невластные меры.

По способу обеспечения общественного порядка и целевому предназначению существуют меры административного предупреждения, административного пресечения, административно-процессуального обеспечения, административные правовосстановительные меры (меры защиты), меры административного наказания.

Стадии применения мер административного принуждения:

  • анализ правоохранительной ситуации;
  • выбор меры административного принуждения;
  • проверка действенности выбранной меры административного принуждения;
  • принятие (оформление) решения о применении меры административного принуждения;
  • реальное применение меры административного принуждения;
  • анализ эффективности применения меры административного принуждения;
  • внесение корректив в последующую правоприменительную деятельность.

Меры административного предупреждения

Меры административного предупреждения это разновидность мер административного принуждения, направленных на предупреждение правонарушений и предотвращение обстоятельств, угрожающих безопасности личности, общества, государства.

Основанием применения мер административного предупреждения выступают презумпции (предположения) о намерении лица совершить правонарушение или о возможности наступления неблагоприятных последствий для личности, общества, государства в результате чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера.

Административное предупреждение может быть осуществлено в виде контрольной проверки, проверки документов, досмотра вещей, багажа, ручной клади, досмотра транспортных средств, личного досмотра, административного задержания, вхождения в дома граждан, введения карантина, закрытия участков государственной границы, участков дорог, улиц и т. п., принудительного выселения из домов, грозящих обвалом, реквизиции имущества, технического осмотра транспортных средств, принудительного медицинского освидетельствования, административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, надзора за соблюдением правил противопожарной безопасности, других мер.

Меры административного пресечения

Меры административного пресечения это вид мер административного принуждения, применяемых в целях прекращения противоправного деяния и предотвращения наступления вредных последствий.

Основание применения мер административного пресечения – противоправное деяние, указанные меры могут применяться только в момент его совершения.

Мерами административного пресечения выступают: требование прекратить противоправное деяние; принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих; временное отстранение от работы инфицированных больных; запрещение эксплуатации неисправного транспорта; приостановление действия лицензий и квот; аннулирование лицензий (разрешений); закрытие предприятий и учреждений, их структурных подразделений в случае нарушения правил пожарной безопасности; запрещение транспортировки взрывоопасных, ядовитых веществ в случае нарушения установленных правил; применение физической силы; применение специальных средств; применение огнестрельного оружия; другие меры.

Меры административно-процессуального обеспечения

Меры административно-процессуального обеспечения это вид мер административного принуждения, применяемых для достижения целей административного процесса.

В зависимости от характера правоограничений могут применяться меры, содержащие ограничения личных неимущественных прав, ограничения имущественных прав, ограничения организационного характера.

Читайте так же:  Можно ли взять ипотеку на земельный участок

По характеру функций данные меры делятся на: меры административно-процессуального пресечения; меры, направленные на получение доказательств; меры, направленные на исполнение административных наказаний.

Наиболее распространенные меры административно-процессуального обеспечения: доставление нарушителя, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей и товаров, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние опьянения, задержание транспортного средства, привод лица, привлекаемого к ответственности, другие меры.

Административные правовосстановительные меры

Административные правовосстановительные меры это вид мер административного принуждения, применяемых в целях восстановления нарушенного правового состояния путем понуждения субъекта к исполнению ранее возложенной, но не исполненной юридической обязанности.

К таким мерам относятся: возмещение ущерба, причиненного административным правонарушением, снос самовольно возведенных строений, выселение граждан из самовольно занятых жилых помещений, взыскание недоимки, взыскание пени, восстановление на службе ранее уволенного государственного служащего, изъятие имущества, денежных средств, незаконно полученных субъектами, другие меры.

Меры административного наказания

Административное наказание – установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное наказание может быть осуществлено в виде предупреждения, административного штрафа, возмездного изъятия орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишения специального права, предоставленного физическому лицу, административного ареста, административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, дисквалификации, административного приостановления деятельности.

Источник: http://be5.biz/pravo/a013/15.html

Меры административного принуждения: основные виды и правила применения

К мужу моей подруги в прошлом месяце на его работе были применимы меры административного принуждения. Во время отработки одной из смен он нарушил установленные правила производства, что работодатель расценил как достаточно серьезный проступок. Суть нарушения заключалась в неправильном использовании спецтехники. В результате – выговор и штраф, который отразился на выплаченной зарплате.

Достаточно неприятная ситуация, с которой лично я не хотела бы столкнуться, потому решила разобраться с такими вопросами, как:

  • Что такое меры административной ответственности?
  • Какие существуют виды и категории принуждения?
  • Необходимость в мерах административной защиты.

Что такое законная юридическая ответственность?

Общее понятие возлагаемой на человека юридической ответственности – это, в первую очередь, определенное соответствующее закону принуждение действиями или изъятием вещей. Его отличительной чертой является то, что назначается оно разными должностными лицами, работодателями. Но в любом случае осуществляется строго по закону и исключительно от имени государства.

Причиной для принятия подобных мер являются современные юридические нормативы, на основании которых выстраивается характер положенного по закону правового принуждения.

Основной правовой характер принуждения, как мера воздействия на нарушителя, заключается в проводимом государственными структурами, соответствующими закону, принуждении. Оно прописывается в специальных законом установленных процессуальных формах и применяется к нарушителю строго на основании закона.

Государственное принуждение

Данный вариант государственного принуждения сводится к тому, что к физическому лицу применяются определенные меры юридического исправительного влияния. При этом тщательно проведенный анализ актуального сегодня законодательства и практика показывает, что применяемая юридическая ответственность, даже соответствующая закону, является не единственным вариантом законного воздействия.

Государственная форма принуждения как метод наказания представляет собой предусмотренное законом воздействие.

Часто оно имеет психический, имущественный или организационный характер. Назначается и осуществляется оно должностными лицами или представителями государственных органов. А основной целью является эффективная защита государственных, персональных или общественных материальных ценностей и интересов.

По сути, это определенная санкционированность, которая присуща общему социальному административному регулированию. Также сюда относятся разные варианты социальных воздействий, имеющие определенные средства материального и законного обеспечения, принудительного направления в том числе.

Принудительность, в свою очередь, обусловливается властным официальным правом, присущим должностным лицам и положенным им государственно-волевым правом. Подобная принудительность проявляется в определенных официально принятых актах законного правового воздействия.

Ответственность и возможное ограничение характеризуется определенными специфическими особенностями:

  1. Государственное законное принуждение – это определенная форма влияния на общее поведение физических лиц или на их поступки. Оно основывается на общей организационной силе государственной власти. Направлением подобного воздействия является утверждение воли, прописанной органами власти, и ее четкое соблюдение.
  2. Принуждение к исправлению может носить не только правовой характер. Оно выражается в ранее установленных фактических, законных актах принуждения. Здесь не идет речь ни о каком насилии со стороны государственных властей.
  3. Основная цель мероприятий – соблюдение юридических законных нормативов, а также установленных правовых предписаний.
  4. Законное принуждение физического лица к санкциям осуществляется исключительно на установленных законом факторах. Важно полностью исключить вероятность незаконного воздействия, когда ответственность возлагается без доказательства и необходимых оснований.

Процесс осуществления присужденного правового принуждения обязательно регламентируется установленным правом.

Подобные формы воздействия бывают разными. Они различаются между собой по степени развития и по уровню сложности. В современной правовой системе установлены не просто законы, но настоящие правовые отрасли. Их основным назначением является установка порядка при осуществлении реализации возложенных правовых, законном установленных санкций.

Основные виды и категории административного принуждения

Существует достаточно много разных видов и категорий мер положенного административного принуждения. Каждый заслуживает более внимательного рассмотрения.

Юридическая ответственность

В эту категорию можно отнести такие законные санкционные воздействия, как:

Причиной для подобной формы ответственности является зафиксированное и доказанное правонарушение. Данная категория мер одновременно с возможностью правовосстановления возлагается по причине достижения более основательных целей. Речь идет о нравственном преображении.

Читайте так же:  Как получить гражданство антарктиды гражданину россии

Посредством данных мероприятий можно активировать психологическое положительное сознание правонарушителя, для чего используются специальные средства, которых нет у мер стандартной защиты.

Пресечение правонарушений

К данной категории относятся такие воздействия, как:

  1. Изъятие личного ценного имущества.
  2. Арест и привод в полицию.
  3. Кратковременное административное задержание для проведения разбирательства.
  4. Получение подписки о невыезде.
  5. Присужденное по суду заключение под стражу.

Предупреждение правонарушений и нежелательных факторов

В подобном случае к физическому лицу применяются такие меры воздействия:

  • Стандартная проверка бумаг и справок.
  • Ограничение или полное прекращение передвижения пешеходов и транспортных средств.
  • Организация административного наблюдения за людьми, освобожденными из мест заключения.

Основанием для подобных предупреждений превентивного характера являются обстоятельства, позволяющие с высоким уровнем вероятности установить фактор нанесения материального или психологического ущерба предприятию или компании, или определенному физическому лицу. В подобной ситуации «работают» определенные презумпции юридического плана, основанные на долговременных наблюдениях и на анализе общего образа жизни.

В основе положенных превентивных воздействий может находиться определенное стихийное бедствие, правомерное поведение физических лиц и ранее установленная отрицательная характеристика личности.

В случае с проблемами, вызванными стихийным бедствием, часто проводится реквизиция транспортных средств для осуществления борьбы со стихией или для устранения последствий. Примером правомерного поведения является досмотр пассажиров в аэропорту и тщательная проверка их багажа.

Основным назначением проводимых превентивных мер воздействия является предотвращение тех или иных неблагоприятных событий.

Правовосстановительные действия защиты

Мероприятия, которые по теории современного гражданского и административного права являются «безвиновными» для юридической ответственности. Это определенные гражданско-правовые эффективные меры эффективной защиты. Никакой юридической законной ответственности за проступки здесь не предусмотрено.

К подобным мерам оптимальной защиты можно отнести:

  1. Полное официальное восстановление на должности после неправомерного увольнения.
  2. Факт взыскания алиментных выплат.
  3. Разделение собственности.

Прямым основанием для принятия данных мер защиты установленного правопорядка являются разные действия, являющиеся противоправными с законной точки зрения и причинившие собой материальный ущерб. Человек, который осуществил их, не должен являться виновным.

Говоря иными словами, полное отсутствие вины считается основным характерным признаком подобного варианта воздействия. Примером подобной официальной защиты является насильственное законное изъятие вещей, осуществленное на основе предварительно оформленного иска.

Основным предназначением всех перечисленных мер защиты законных прав является восстановление ранее принятого законного полноценного правого положения. Этот процесс основывается на принуждении определенного субъекта к выполнению ранее возложенных, но не исполненных юридических обязательств.

Возникающие при нарушениях дополнительные отрицательные последствия для физического лица, ранее совершившего противоправное мероприятие, могут наступить. При этом они фиксируются не основными, но теми, которые носят исключительно сопутствующий дополнительный характер.

Подводя итоги

Меры законного административного принуждения физического лица – это специальный метод охраны и защиты актуального для страны конституционного правопорядка. Существует несколько категорий административного принуждения:

  • Юридическая ответственность.
  • Пресечение правонарушений.
  • Предупреждение нарушений и нежелательных факторов.
  • Правовосстановительные меры защиты.

Источник: http://grazhdaninu.com/ugolovnoe-pravo/meryi-administrativnogo-prinuzhdeniya.html

newinspire

Понятие и виды административного принуждения

Понятие административного принуждения

Административное принуждение как специфический метод охраны и защиты действующего в стране конституционного правопорядка имеет ряд характерных отличительных признаков.

Виды административного принуждения

По основаниям применения административное принуждение делится на принуждение в форме привлечения к административной ответственности за совершенные правонарушения и объективное принуждение при отсутствии правонарушения, применяемое в силу общественной и государственной необходимости либо в общественно полезных и объективно необходимых контрольно-профилактических целях.

Все виды административного принуждения применяются различными органами исполнительной власти и их должностными лицами в условиях и в порядке внеслужебного подчинения, и этим административное принуждение отличается от служебно-дисциплинарного принуждения, связанного с применением различных и разнообразных мер дисциплинарной ответственности.

По своему содержанию и непосредственной цели их применения все предусмотренные ныне действующим законодательством меры административного принуждения можно разделить на следующие виды:

1) административно-предупредительные меры, применяемые для общественных и государственных нужд в силу сложившихся особых условий и обстоятельств (к административно-предупредительным мерам, применяемым в силу государственной и общественной необходимости, относятся, например, реквизиция, карантин, резервация, установление режима запретных зон и закрытых территорий, различные ограничения и запрещения на осуществление определенных действий (по проведению демонстраций, уличных шествий и т.д.).

Непосредственной целью осуществления уполномоченными на то органами исполнительной власти перечисленных и подобных им административно-предупредительных мер является государственная и общественная необходимость преодоления каких-то мешающих нормальной жизнедеятельности общества особых экстраординарных обстоятельств);

2) административные меры контрольно-предупредительного характера (к административным мерам контрольно-предупредительного характера относятся, например, обязательная государственная регистрация (оружия, транспортных средств, уставов общественных объединений и т.д.), все меры разрешительной системы, лицензирование различных видов производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, квотирование экспорта и импорта определенного вида товаров и продукции, досмотры транспортных средств, ручной клади и багажа пассажиров авиационного транспорта и др.);

3) меры административного пресечения и обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (обе эти группы мер административного принуждения применяются при отсутствии правонарушений и, следовательно, к законопослушным гражданам и организациям, поэтому требуется особая осторожность, четкость и обходительность органов и должностных лиц государственной исполнительной власти с теми субъектами, к которым применяются эти меры).

К мерам административного пресечения правонарушений и обеспечения производства по делам об административных правонарушениях относятся, например, прекращение работ и приостановление деятельности отдельных предприятий и организаций или их частей, применение специальных средств, оружия и физической силы работниками МВД, ФСБ, полиции и других силовых структур, меры административного надзора за некоторыми лицами, оцепление (блокирование) отдельных участков местности, домов, дворов и некоторые другие аналогичные по своему предназначению меры, а также перечисленные в ст. 27.1 КоАП РФ меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

Читайте так же:  Подоходный налог - как рассчитать и основные характеристики

1) доставление (ст. 27.2);

2) административное задержание (ст. 27.3-27.5); 3) личный досмотр, досмотр вещей, транспортного средства, находящихся при физическом лице, осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов (ст. 27.7-27.9);

4) изъятие вещей и документов (ст. 27.10-27.11);

5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида (ст. 27.12);

6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения (ст. 27.12);

7) задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации (ст. 27.13);

8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей (ст. 27.14);

9) привод (ст. 27.15).

Непосредственной целью применения всех мер административного пресечения и обеспечения производства по делам об административном правонарушении является:

— предотвращение вредных последствий уже совершенного правонарушения или же пресечение в самом зародыше начинающегося правонарушения, недопущение его развития и превращения в более серьезное и тяжкое по своему содержанию и последствиям правонарушение;

— меры административных наказаний, применяемых за совершение административных правонарушений.

К административно-восстановительным мерам относятся:

— возмещение причиненного административным правонарушением материального ущерба, не превышающего половины минимального размера оплаты труда;

— снос самовольно возведенных строений и сооружений по решению муниципальных органов исполнительной власти;

— административное выселение с санкции прокурора лиц из самоуправно занятых ими жилых помещений.

Непосредственной целью применения любых административно-восстановительных мер является полное восстановление за счет виновного прежнего статус-кво (положения, существовавшего до правонарушения) по решению полномочных органов исполнительной власти и их должностных лиц.

Административные наказания, исчерпывающий перечень которых дается в ст. 3.2 КоАП РФ, принципиально отличаются от всех рассмотренных выше групп (видов) мер административного принуждения тем, что применяются они как санкции за совершение конкретного административного проступка.

Источник: http://newinspire.ru/l/3/33/761-ponyatie-i-vidy-administrativnogo-prinuzhdeniya.html

Понятие, особенности и виды административного принуждения

Административное принуждение — это метод волевого обеспечения в соответствии правовой норме поведения граждан, должностных и юридических лиц посредством применения мер воздействия, урегулированных административно-правовыми нормами, с целью достижения соответствующего порядка, пресечение и предупреждение правонарушений, привлечение к ответственности правонарушителей.

Административное принуждение характеризуется следующими особенностями:

— Применение административного принуждения всегда сочетается с широким использованием многогранных воспитательных средств, с активным формированием правосознания, нетерпимого отношения к антиобщественным поступкам;

— Административное принуждение используется в государственном управлении для охраны общественных отношений, возникающих в этой сфере государственной деятельности;

— Меры административного принуждения применяются, как правило, органами исполнительной власти и их должностными лицами без обращения в суд;

— Применять меры административного принуждения правомочны не все органы исполнительной власти и не все их должностные лица, а только те из них, кому такое право предоставлено законодательными актами (государственные инспекции, военизированные правоохранительные формирования — милиция, служба безопасности, пограничные, внутренние войска и др. )

— Административно-принудительные меры могут применяться не только в связи с совершением правонарушений;

— В отличие от других видов государственного принуждения, по своей сути, как правило, равнозначны соответствующему виду юридической ответственности (например, уголовно-правовое принуждение практически полностью совпадает с уголовной ответственностью), административное принуждение по содержанию значительно шире административную ответственность.

Ведь административная ответственность — это составная административного принуждения:

— Меры административного принуждения применяются как к физическим, так и к юридическим лицам (к последним могут применяться, например, такие меры, как ограничение или запрет проведения определенных работ, остановки деятельности различных объектов и т.д.);

— Деятельность по применению мер административного принуждения осуществляется в соответствии с административно-процессуальных норм, которые в настоящее время закрепляются преимущественно на уровне подзаконных актов, и от норм материального права в основном не отделены (за исключением норм, регулирующих порядок применения административных взысканий);

— Меры административного принуждения очень разнообразны, они могут иметь характер морального, имущественного, личного влияния, допускается применение физической силы и огнестрельного оружия;

— Меры воздействия применяются именно в принудительном порядке, то есть независимо от воли и желания субъекта, к которому применяется, часто с возможностью использования для его реализации других принудительных мер;

применяется административное принуждение с тройной целью:

1) для предотвращения различных антиобщественных проявлений, недопущение возникновения определенной противоправной ситуации;

Видео (кликните для воспроизведения).

2) для пресечения начатого или уже совершенного противоправного деяния и обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

3) для наказания лиц, совершивших правонарушения.

Соотношение административного принуждения и принуждения, предус- ного нормами административного права состоит в том, что административное принуждение — это понятие родовое. В зависимости от цели назначения все меры административного принуждения могут быть сведены в соответствующие однопорядковых группы.

В последние годы специалистами по административному праву предложена трехчленная классификация этих мероприятий:

1) административно-предупредительные меры;

2) меры административного пресечения и обеспечения административного производства; — Меры пресечения правонарушений — это принудительное прекращение противоправных действий, имеющих признаки административного проступка (в некоторых случаях они могут иметь и уголовный характер), направленное на недопущение негативных последствий и обеспечение применения к виновному лицу административного взыскания, а в исключительных случаях — и уголовного наказания.

Читайте так же:  Статья за убийство 105 ук рф — основные критерии преступления и положенное наказание

3) административные взыскания.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9709 —

| 7553 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник: http://studopedia.ru/14_21262_ponyatie-osobennosti-i-vidi-administrativnogo-prinuzhdeniya.html

Понятие и виды административного принуждения

Административное принуждение означает организационное, физическое и психологическое воздействие органов государственного управления на определенных лиц с целью заставить их силой соблюдать предписанные законом действия, а в случае совершения правонарушений налагать на них административные взыскания.

Административное принуждение – это особый вид государственного принуждения. Будучи монополией государства, оно осуществляется только государственными органами. Круг их определяется законом. Н-р, директор СШ не располагает полномочиями осуществлять административное принуждение в отношении несовершеннолетних правонарушителей, а работники милиции располагают.

Административное принуждение – не бесконтрольное насилие, а основанная на законе и обусловленная им деятельность органов государственного управления, направленная на охрану общественного порядка, безопасности граждан, их прав и интересов.

Законодательство выделяет 4 вида административного принуждения:

1) административно-предупредительные меры, применяемые в целях предупреждения возможных правонарушений при несчастных случаях, стихийных бедствиях. Чаще всего они используются для предотвращения опасности для жизни и здоровья граждан. Это такие ситуации, когда правонарушение или преступление отсутствует, но может наступить.

Административно-предупредительные меры разнообразны: прекращение движения транспорта и пешеходов, при возникновении угрозы безопасности, движения (н-р, обрыв электропроводов); таможенный досмотр, т.е. проверка вещей при переходе через государственную границу в целях предупреждения контрабанды; изъятие санитарными органами зараженных продуктов питания и т.д.

2) меры административного пресечения применяются в случаях, когда необходимо в принудительном порядке прекратить, т.е. пресечь, противоправные действия и предотвратить их вредные последствия. Иначе говоря, меры административного пресечения применяются для того, чтобы противоправное деяние (н-р, курение возле бензоколонки) не перешло в преступление.

Система мер пресечения чрезвычайно многообразна. В нее входят: краткосрочное задержание органами милиции гражданина для составления протокола о правонарушении; запрещение эксплуатации предприятия в случае нарушения техники безопасности; принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих и т.п.

3) административно-восстановительные меры применяются в целях восстановления прежнего положения вещей, возмещения причиненного ущерба.

К ним относятся: снос самовольно возведенных строений и сооружений, административное выселение лиц из самовольно занятых жилых помещений, и т.д.

4) меры административной ответственности, применение которых выражается в наложении административных (наказаний) на лиц, совершивших административные правонарушения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8974 —

| 7266 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник: http://studopedia.ru/1_100560_ponyatie-i-vidi-administrativnogo-prinuzhdeniya.html

2 Вопрос. Административное принуждение: понятие, особенности, цели, виды

Административное принуждение – метод государственного управления, основанный на нормах административного права, совокупность средств психического, физического и иного воздействия, применяемых уполномоченными субъектами в установленном процессуальном порядке в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

Особенности административного принуждения:

основывается на нормах административного права;

применяется как физическими, так и юридическими лицам;

применяется в сфере общественных отношений, урегулированных как нормами административного права, так и нормами других отраслей права;

закрепляется как в законных, так и в подзаконных нормативных правовых актах;

применяется широким кругом уполномоченных субъектов;

система мер административного принуждения отличается разносторонним характером (широкого спектра действия);

применяется чаще всего в административном (внесудебном) порядке;

порядок применения регламентируется административно-процессуальными нормами, создающими упрощенную процедуру;

применяется как к лицам, совершившим правонарушения, так и к лицам, не совершившим правонарушения (меры административного предупреждения);

законность применения обеспечивается системой гарантий;

применяется в целях обеспечения правового порядка и общественной безопасности.

Цели административного принуждения:

предупреждение правонарушений и наступления иных вредных последствий, не связанных с правонарушением;

восстановление нарушенного состояния;

наказание (ответственность) правонарушителя.

По характеру и специфике правонарушения выделяют меры психического воздействия, меры физического воздействия, меры материального (имущественного) воздействия, меры организационного воздействия.

По субъекту применения существуют меры, применяемые индивидуальными субъектами и применяемые коллективными субъектами.

По нормативным основаниям меры принуждения могут основываться на законах и подзаконных актах.

Применяются меры либо в административном (внесудебном), либо в судебном порядке.

Меры принуждения могут быть основаны на правонарушениях, на иных фактах (аномалии с правовым содержанием).

По сфере воздействия выделяют внутриорганизационные и внеш-невластные меры.

По способу обеспечения общественного порядка и целевому предназначению существуют меры административного предупреждения, административного пресечения, административно-процессуального обеспечения, административные правовосстановительные меры (меры защиты), меры административного наказания.

Стадии применения мер административного принуждения:

анализ правоохранительной ситуации;

выбор меры административного принуждения;

проверка действенности выбранной меры административного принуждения;

принятие (оформление) решения о применении меры административного принуждения;

реальное применение меры административного принуждения;

анализ эффективности применения меры административного принуждения;

внесение корректив в последующую правоприменительную деятельность.

Административное принуждение — это метод государственного управления, основанный на нормах административного права, совокупность средств психического, физического и иного воздействия, применяемых уполномоченными субъектами в установленном процессуальном порядке в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

Читайте так же:  Важные нюансы оплаты налога на авто для пенсионеров

Административное принуждение является видом государственного принуждения.

Принципы установления мер административного принуждения

Законодательная регламентация. Меры принуждения оказывают наибольшее влияние на права и свободы гражданина. Часть 3 статьи 55 Конституции. проблема законодательной регламентации: требование ч.3 ст.55 трактуется так, что ФЗ должен дать санкцию «вообще». Но при этом ФЗ не регламентирует, как именно должно применяться принуждение. Хотя должно быть.

Перечень мер административного принуждения должен быть закрытым. Должно быть понятно, какие виды мер существуют и могут быть применены в конкретной ситуации. При этом второй принцип связан с первым принципом, т.к. установить исчерпывающий перечень мер принуждения д.б. установлен законодательно.

законодатель должен предоставить возможность выбора меры принуждения, исходя из обстоятельств правоприменения.

меры принуждения должны применяться или в рамках процедур, обеспечивающих защиту прав и законных интересов граждан и организаций там, где применение процедур в принципе возможно, или должны закрепляться процедуры последующего контроля за применением мер принуждения там, где само принуждение не может осуществляться в процедурной форме.

Применение мер административного принуждения.

Само применение представляет собой выбор конкретным должностным лицом той или иной меры административного принуждения в зависимости от ситуации.

1. Соразмерность мер административного принуждения. Меры административного принуждения должны быть соразмерна характеру правонарушения или степени угрозы.

2. Принцип экономии репрессий. Когда есть возможность из нескольких мер принуждения, то выбирать следует наименьшую из тех, которые обеспечивают достижение цели. Применение каждой более жесткой меры должны быть обоснованными. Если принуждение применяется в процедурной форме (лишение права осуществления определенной деятельности) и выбор: предупредить или лишить => решается какое нарушение, и т.д.

3. Применение мер принуждения может комбинироваться, исходя из необходимости достижения поставленной цели. Если нужно пресечь противоправные действия (человек буянит в состоянии алкогольного опьянения), предупредили, применили боевой прием борьбы, применили наручники => комбинирование. Комбинироваться могут все меры принуждения, кроме мер ответственности. В отношении мер ответственности – специальные правила.

Основания для применения мер принуждения.

В вопросе об основаниях мер принуждения существуют 2 точки зрения:

1. применение мер принуждения связано с правонарушением. Т.к. применяется дополнительная мера воздействия на лицо, которое не соблюдает установленное правило поведения. Д.Н. Бахрах. Все что выходит за рамки правонарушения – иные меры управленческого воздействия.

2. основанием для применения мер административного принуждения может быть:

— правонарушение – как административное, так и уголовное, и налоговое, и финансовое.

— объективно противоправное деяние.

— наличие обстоятельств, создающих условия для совершения правонарушения

— наличие существенных угроз жизни и безопасности чел-ка и/или общества.

В рамках обеих точек зрения основанием для применения могут выступать следующиеобстоятельтсва:

1) наличие реальной угрозы общественной безопасности со стороны чрезвычайных обстоятельств природного или техногенного характера.

2) правонарушение, объективно противоправное деяние или угроза их совершения.

3) усмотрение должностного лица, осуществляющего принудительную или контрольно-надзорную деятельность. Пример: ДПСник останавливает по своему усмотрению машину для проверки документов.

4) меры процессуального принуждения, которые заключаются в наступлении для лица неблагоприятные последствий в результате невыполнения им опред.требований, установленных в административной процедуре. П: гр-н обязан явиться в учреждение занятости, он не является => неблагоприятные последствия и ему отказывают в постановке на учет в качестве безработного.

5) (?) нарушение общественного порядка, не связанное с совершением правонарушения конкретными лицами. Действие, отклоняющееся от обществ.порядка. В основном в Европе применяется. Оценка такого действия базируется на уровне правосознания правоприменителя.

Виды мер административного принуждения

1. Меры административного предупреждения. Основная цель – предупредить наступление неблагоприятных последствий или совершение правонарушения.

2. меры административного пресечения. Направлены на прекращение противоправных действий, которые уже имеют место.

3. меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Функция – обеспечить правильное и своевременное производство по делу, а также исполнение решения.

4. меры административной ответственности. Возложение неблагоприятных последствий на субъекта, совершившего правонарушение

5. меры административного восстановления. Направлены на то, чтобы привести ситуацию в первоначальное состояние, существовавшее до нарушения.

Меры административного предупреждения

Цель 1. предотвращение возникновения правонарушений.

1) контрольно-предупредительные меры, которые применяются в тех случаях, когда есть или реальное предположение о возможности нарушения правил и норм.

2) проведение проверочных мероприятий без наличия реальной угрозы (плановые проверки).

Цель 2: В рамках 2ой цели административного принуждения – оперативно-защитные меры, которые применяются, если есть реальная угроза возникновения/развития экстраординарной ситуации природного/техногенного характера.

Безотносительно наличия правонарушения.

Данная группа мер принуждения реализуется посредством издания правоприменительных актов и совершения простых административных действий.

Очень часто индивидуальные акты затрагивают неопределенный круг лиц (объявление карантина на опред.территории)

Меры административного восстановления

— принудительные меры, применяемые во внесуд. порядке ПА-цией, направленные на восстановление изначально существовавшего прав. состояния.

Самовольное занятие ЗУ – незаконно построенное здание, неизвестен собственник – решение ГА о сносе.

«О материальной О военнослужащих» — в рамках определённой стоимости путём приказа командира возмещается вред, причинённый военнослужащим.

Административное принуждение всегда путём вынесения индивидуальных актов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studfile.net/preview/6213245/page:3/

Меры административного принуждения основные виды и правила применения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here