Где можно снимать на камеру, и где действует запрет на съемку

Все самое интересное по теме: "Где можно снимать на камеру, и где действует запрет на съемку" с выводами специалистов. Актуальность информации на 2020 год вы всегда можете уточнить у дежурного юриста.

Имею ли я право снимать на видео сотрудника полиции

Зачастую сотрудники правоохранительных ведомств серьезно превышают полномочия и нарушают права россиян. Недавно пришлось столкнуться с подобной ситуацией лично. Чтобы доказать факт неправомерных действий полицейских, я сняла все на видео.

Хотя полицейские пытались мне запретить видеосъемку, аргументируя, что я не имею на это права. Для тех, кто сталкивался с подобными ситуациями, я расскажу, можно ли снимать сотрудников полиции на видео, а в каких случаях от съемки лучше отказаться.

Что говорит законодательство

Когда я задалась подобным вопросом, имею ли я право снимать на видео сотрудника полиции, то первый источник, куда я обратилась за разъяснением, стали законодательные документы. Оказалось, что нет такого закона, который бы запрещал вести видеосъемку полицейских. Мало того, в Конституции говорится, что каждый гражданин вправе свободно производить или получать, распространять либо искать информацию любым способом, если он законный.

Поскольку деятельность правоохранителей для общества является открытой, то и видеофиксация их действий считается вполне законной. Россияне вправе контролировать действия работников госведомств, чья деятельность связана с защитой, охраной и соблюдением интересов и прав граждан. Но в данном вопросе обнаружились свои нюансы.

Когда нельзя снимать

Итак, можно ли снимать полицейских на камеру. Оказывается, не всегда. В некоторых случаях действует принцип ограничения прав граждан в соответствии с ФЗ, но это актуально только тогда, когда необходимо обеспечить безопасность или оборону государства, защиту здоровья или нравственности, интересов либо прав конституции или третьих лиц. Если имеет место законный запрет на осуществление видеофиксации или фотосъемки, то полицейский обязан подробно разъяснить гражданину, на основании каких законодательных актов ему нельзя снимать.

  1. Видеофиксация в подразделениях МВД определяется пропускным режимом. Чтобы снимать в отделении, следует получить на это разрешение от вышестоящих должностных лиц.
  2. Запрещается ведение съемки на объектах ИК. Для подобных действий необходимо получить разрешение от администрации или ФСИН.
  3. Также запрещается снимать в ситуациях, когда затрагивается защита гостайны или информации об оперативно-розыскных мероприятиях и пр.

Что касается сотрудников Госавтоинспекции, то данная категория силовиков не является исключением. Снимать инспекторов ГИБДД можно в соответствии с приказом МВД № 185. Мало того, сотрудники Госавтоинспекции не правомерны препятствовать осуществлению видеозаписи участником движения, если на это нет запрета в законодательстве. Получается, что положений, каким-либо образом запрещающих водителям вести видеофиксацию разговора с инспектором, законодательством не предусмотрено.

Можно ли снимать удостоверение сотрудника правоохранительных структур?

Отдельного внимания заслуживает удостоверение сотрудников силовых и правоохранительных подразделений. В законодательной документации не содержится никаких ограничений, регулирующих возможность съемки служебного удостоверения, которое полицейские предъявляют гражданам для подтверждения своей личности и полномочий. К примеру, если при общении с полицейским гражданин вел видеофиксацию, и на записи запечатлен момент, когда сотрудник МВД показывает свое удостоверение, то противозаконных действий в данной ситуации не наблюдается.

Согласно ФЗ, полицейский обязан представиться, показать удостоверение, указать свою должность и звание. Если гражданин желает проверить, что такой сотрудник реально существует, то полицейский должен сообщить телефонный номер подразделения, за которым он закреплен.

При этом специально показывать свое удостоверение, чтобы гражданин его сфотографировал, полицейский не обязан, и в законодательстве подобного не предусмотрено. Хоть представители силовых ведомств не испытывают особого восторга от их видеосъемки, российское законодательство любому из граждан разрешает фиксировать на камеру все происходящее при обращении к должностным лицам ГИБДД, полиции, Росгвардии или УФССП и пр.

Препятствие видеосъемке – чем грозит

Сотрудники правоохранительных структур, находясь при исполнении, отвечают за все свои действия или распоряжения, бездействие и вред, нанесенный гражданам собственными незаконными действиями. Подобное положение указано в ФЗ о полиции. Если же полицейский неправомерно препятствует видеофиксации, то ему может грозить реальная ответственность:

  1. Уголовная ответственность применяется в отношении полицейского, если последний причинил гражданин значительный вред. В зависимости от тяжести вреда могу вменить штраф до 80 тыс. руб., 6-месячный арест, исправительные работы до 2 лет или обязательные 480-часовые работы.
  2. Если при этом полицейский мешает видеофиксации с применением угроз или насильственных действий, то его могут приговорить к 5-летнему сроку исправительных работ, к 5 годам тюрьмы или 6-месячному аресту.
  3. Административная ответственность применяется в отношении должностных лиц из правоохранительных подразделений, если они препятствуют видеосъемке без нанесения вреда гражданам. За такое нарушение могут выписать предупреждение либо штрафное взыскание в 300-500 руб.

Кроме того, полицейского, запрещающего снимать на камеру без веских оснований, могут наказать по статье о превышении полномочий. Сюда же попадает незаконное удаление фото- и видеоматериалов. Если полицейский насильно заберет фотоаппарат либо камеру, то его действия будут расценены, как грабеж. За подобное деяние также предусмотрена уголовная ответственность.

Изъять и уничтожить какой-либо носитель информации полицейский вправе только в случае его признания контрафактным. Но подобное решение может принять только суд.

А если съемка незаконна

Если сотрудник правоохранительных структур совершенно обоснованно запрещает вести видеофиксацию, то при игнорировании его требований правонарушителю придется нести ответственность на основании КоАП (ст. 19.3). По данной статье нарушителя могут наказать 15-суточным арестом или административным штрафным взысканием.

Что делать, если запрещают снимать

Для начала, гражданину стоит убедиться, что полицейский не имеет законных причин для препятствия видеофиксации. Прежде чем начинать съемки, следует заранее изучить правовые акты, запрещающие и разрешающие подобную деятельность. При незнании своих прав гражданин легко может стать объектом, в отношении которого полицейский превышает полномочия. При возникновении такого конфликта видеоматериалы помогут гражданину доказать в суде свою правоту.

Если полицейский требует прекратить съемку, то нужно на камеру его отчетливо спросить:

  • законно ли требование о прекращении видеосъемки;
  • какими законодательными нормами он руководствуется;
  • на основании какой статьи или закона съемка запрещена.

Сотрудник обязать разъяснить гражданину все пункты без угроз и прочих действий, недопустимых в данной ситуации.

Заключение

Подытожим, возможна ли съемка сотрудников правоохранительных структур.

  1. Законом ведение видеофиксации при общении с силовиками не запрещается, потому каждый гражданин вправе снимать действия должностных лиц на камеру.
  2. Запрещается снимать в отделениях МВД или колониях, если нет разрешения от вышестоящих лиц.
  3. Нельзя снимать в случаях, когда затрагивается гостайна или оперативно-розыскная информация и пр.
  4. Запрещается видеосъемка на особо секретных или охраняемых объектах режимного значения.
Читайте так же:  Пример заполнения 3-ндфл при продаже имущества

В остальных случаях ведение съемки считается вполне законным. Если сотрудник требует прекратить видео, стоит вежливо попросить от него разъяснения относительно законности подобных действий. Пусть пояснит, на основании какой статьи вы не имеете права вести съемку. Такие действия помогут избежать превышения полномочий должностных лиц.

Источник: http://grazhdaninu.com/avtomobilnoe-pravo/shtrafyi/mozhno-li-snimat.html

Можно ли снимать сотрудников полиции на видео?

Законодательство РФ не содержит запрета на фото- и видеосъемку сотрудников силовых ведомств (МВД, Росгвардии, ГИБДД и т.д.), находящихся при исполнении служебных обязанностей.

Какие законы разрешают снимать полицию на видео

1. В соответствии с п. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый гражданин имеет право свободно производить и распространять информацию любым законным способом.

2. Согласно п. 3 Указа Президента РФ от 31.12.1993 № 2334 деятельность госорганов и их должностных лиц осуществляется на принципах информационной открытости.

В частности, граждане имеют право осуществлять контроль за действиями служащих государственных ведомств, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов человека.

3. Принцип публичности и открытости деятельности государственных органов гарантирует целый ряд федеральных законов:

  • в соответствии с п. 1 ст. 8 № 3-ФЗ от 07.02.2011 деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства:
  • о проведении оперативно-розыскной деятельности;
  • об уголовном судопроизводстве;
  • о сохранении государственной или иной тайны, охраняемой законом;
  • о производстве по делам, связанным с административными правонарушениями;
  • о соблюдении прав граждан (организаций, общественных объединений).
  • согласно ст. 3 № 273-ФЗ от 25.12.2008 публичность и открытость деятельности государственных ведомств является основным принципом противодействия коррупции;
  • в соответствии со ст. 4 № 8-ФЗ от 09.02.2009 граждане имеют право на свободу получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных ведомств и органов местного самоуправления любым законным способом;
  • согласно ст. 3 № 58-ФЗ от 27.05.2003 деятельность госорганов должна быть доступна общественному контролю, поскольку такая позиция является базовым принципом построения и функционирования системы государственной службы.

В каких случаях нельзя снимать сотрудников полиции на видео

В соответствии с положениями ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании действующего федерального закона, но только в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны, безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и интересов других лиц, основ конституционного строя.

В случае существующего запрета на проведение фото- или видеосъемки сотрудник полиции должен объяснить гражданину причину и основание такого запрета, то есть назвать нормативный акт, которым он руководствуется в данной ситуации. Например:

  • ст. 5 закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 — защита сведений, составляющих государственную тайну;
  • ст. 12 № 144-ФЗ от 12.08.1995 – защита информации об оперативно-розыскной деятельности и т. д.

Кроме того, в соответствии с разъяснениями МВД РФ, запрещается осуществлять фото- и видеозапись внутри отделений внутренних дел, за исключением помещений, предназначенных для приема граждан.

В качестве обоснования данной позиции министерство ссылается на подп. 25 п. 1 ст. 13 № 3-ФЗ, согласно которому органы полиции имеют право устанавливать пропускной и внутриобъектовый режим в помещениях ОВД с целью обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности.

При этом руководитель территориального подразделения МВД РФ имеет право по собственному усмотрению разрешить проведение съемки в помещении ОВД без дополнительного согласования с вышестоящими инстанциями.

Можно ли снимать сотрудников ГИБДД на видео

В последней редакции Административного регламента по надзору за соблюдением ПДД, утвержденного приказом МВД РФ от 23.08.2017 № 664 (далее – Регламент), отсутствует пункт, запрещающий инспектору ДПС препятствовать водителям, использующим записывающие устройства, если такие действия не противоречат законодательству.

Согласно разъяснениям начальника ГУ по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ, норма была убрана из Регламента, поскольку она регулируется иными нормативными актами.

В соответствии с п. 7.1. и 7.2. Регламента инспектор ГИБДД обязан:

  • знать Конституцию РФ, законодательные и иные правовые акты в сфере внутренних дел;
  • обеспечивать исполнение вышеуказанных норм;
  • соблюдать права и законные интересы граждан.

Кроме того, согласно п. 45 Регламента во всех случаях применения мер, ограничивающих права и свободы участников дорожного движения, сотрудник ДПС обязан разъяснить основание и причину применения таких мер.

Таким образом, положений, позволяющих инспектору запретить водителю использование фото-, видео- или звукозаписывающей аппаратуры без наличия особых обстоятельств, предусмотренных законодательством РФ, регламент не содержит.

Может ли сотрудник ГИБДД снимать нарушителя на телефон

В соответствии с п. 40 Регламента для видеозаписи процессуальных действий, которые проводятся без участия понятых, сотрудник ДПС имеет право использовать цифровую аппаратуру: фотоаппараты с режимом видеозаписи, видеокамеры, видеорегистраторы и прочие устройства.

Согласно п. 76 Регламента при осуществлении надзора за дорожным движением допускается применение специальных технических средств, принадлежащих госорганам, а также использование иных средств аудио-, фото- и видеозаписи.

Таким образом, инспектор ГИБДД может производить съемку на телефон.

Кроме того, в соответствии с положениями ст. 26.7 КоАП РФ к вещественным доказательствам относятся материалы фотосъемки, видео- и аудиозаписи, а также иные носители информации. Так что данные материалы могут служить основанием для возбуждения дела об административном правонарушении (подп. 4 п. 1 ст. 28.1 КоАП РФ).

Можно ли фотографировать удостоверение сотрудника полиции

В нормативных актах не содержится ограничения на съемку не только самого сотрудника государственных органов, но и его служебного удостоверения, предъявляемого гражданину в качестве подтверждения полномочий данного лица.

Например: если при общении с сотрудником органов человек вел видеосъемку, и на записи зафиксирован момент, когда должностное лицо предъявляет удостоверение, то ничего противозаконного в такой ситуации нет.

При этом в соответствии с п. 4 ст. 5 № 3-ФЗ сотрудник полиции, обращающийся к гражданину, обязан: назвать свою фамилию, звание, должность, предъявить удостоверение, а также в случае необходимости сообщить телефон подразделения МВД, в котором он служит.

То есть специально предъявлять свой служебный документ именно для того, чтобы гражданин мог его сфотографировать, полицейский не обязан, поскольку законом такая норма не предусмотрена.

Ответственность за незаконное ограничение съемки

Если сотрудник внутренних органов запретил гражданину использовать записывающее устройство без законных оснований, но при этом действия полицейского не нанесли существенного вреда самому заинтересованному лицу или его имуществу, то такое нарушение квалифицируется как самоуправство (ст. 19.1 КоАП РФ).

Если же гражданину или его имуществу был нанесен существенный вред, то такие действия считаются преступлением, ответственность за которое регламентируется ст. 330 УК РФ. Кроме того, сотрудник полиции будет привлечен по ст. 286 УК РФ за превышение должностных полномочий.

Читайте так же:  Ответственность за превышение скорости

Вышеперечисленные нормы могут быть применены и в случае принудительного удаления записей из памяти устройства, при этом ссылаться на нормы, установленные ст. 1252 ГК РФ (защита прав путем уничтожения материального носителя), сотрудник полиции не может, поскольку положения данной статьи применяются только в отношении контрафактной продукции.

Незаконное изъятие записывающей аппаратуры или флеш-карты является открытым хищением чужого имущества и карается как грабеж в соответствии со ст. 161 УК РФ.

Ответственность для гражданина, незаконно проводящего съемку

Если сотрудник внутренних органов на законном основании запрещает проведение съемки, то в случае неповиновения должностному лицу, находящемуся при исполнении служебных обязанностей, на гражданина налагается ответственность по ст. 19.3 КоАП РФ.

При этом нарушителю может грозить как административный штраф, так и
арест на срок до 15 суток.

Список источников

1. Статья 29 Конституции РФ.

2. Указ Президента РФ от 31.12.1993 № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию».

3. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О полиции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.12.2018).

4. Статья 4 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

5. Статья 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 16.12.2019) «О противодействии коррупции».

6. Статья 3 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О системе государственной службы Российской Федерации».

7. Постановление Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233 «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности» (с изменениями и дополнениями).

8. Статья 12 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об оперативно-розыскной деятельности».

9. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

10. Статья 1 ГК РФ. Основные начала гражданского законодательства.

11. Статья 5 закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 (ред. от 29.07.2018) «О государственной тайне».

12. Приказ МВД России от 23.08.2017 № 664 (ред. от 21.12.2017) «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения».

13. Статья 26.7 КоАП РФ. Документы.

14. Статья 28.1 КоАП РФ. Возбуждение дела об административном правонарушении.

15. Статья 19.1 КоАП РФ. Самоуправство.

16. Статья 330 УК РФ. Самоуправство.

17. Статья 161 УК РФ. Грабеж.

18. Статья 286 УК РФ. Превышение должностных полномочий.

19. Статья 19.3 КоАП РФ. Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации.

20. Статья 1252 ГК РФ. Защита исключительных прав.

Источник: http://pra-vo.com/mozhno-li-snimat-na-kameru-sotrudnikov-policii-i-gibdd.html

Где можно снимать, а где нельзя в 2019

Где можно снимать? На самый злободневный юридический вопрос для фотографов дают ответ юристы Центра защиты прав СМИ.

Сразу договоримся: законодательство различает право на съемку и право на распространение изображения. Распространение – это любое действие, которое позволяет другим людям увидеть снимок: выставка, публикация в СМИ, размещение в интернете, печать на буклетах, баннерах и т.п. Соответственно, законы по-разному регулируют эти права. И очень часто разрешают снимать, но запрещают или ограничивают распространение.

Конституция дает нам право снимать почти в любом месте: «каждый имеет право искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». Но есть ряд законов, которые ограничивают это право в конкретных случаях.

Три «Нельзя»

Можно сразу выделить три сферы, когда фотосъемка может быть запрещена. Все они связаны с одним условием: ограничением доступа в эти сферы. То есть можно запомнить: там, где нельзя появляться без разрешения, нельзя и фотографировать. Эти три «нельзя» выглядят так:

  • объекты, связанные с государственной тайной (например, военные части, «режимные» предприятия и т.п.);
  • объекты, связанные с коммерческой тайной (предприятия, где используются уникальные технологии, охраняемые законодательством об интеллектуальной собственности);
  • сфера частной жизни человека (частные владения, квартира и т.п.).

Общественные места

Общее правило – съемка разрешена. Исключения – места, где человек имеет право на приватность: примерочные кабины, бани, туалеты и т,п.

В общественных местах можно снимать людей. Но распространять их фотографии можно только с их согласия. Закон предусматривает три случая, когда не нужно получать согласие у гражданина для распространения его изображения:

  1. Если публикация снимков имеет государственное или общественное значение.
  2. Съемка проходила в общественном общедоступном месте и человек не является главным объектом на снимке.
  3. Если гражданин позировал за плату.

Еще можно публиковать без согласия фоторепортажи со снимками людей, если эти снимки показывают ход события.

Магазины, кафе, торговые центры

Здесь съемка тоже разрешена. Иногда владельцы и сотрудники пытаются ее запрещать, ссылаясь то на «коммерческую тайну», то на «право собственности». В обоих случаях запрет будет незаконным. Коммерческой тайной не может считаться информация, к чему есть свободный доступ. А право на собственность фотограф при съемке никак не нарушает.

Музеи и выставки

Администрация музеев не имеет права запрещать фотосъемку экспонатов. Но она может запретить снимать объекты со вспышкой, обосновывая это тем, что свет может ухудшать их состояние.

Однако стоит помнить, что с распространением таких снимков могут возникнуть проблемы: на музейные объекты могут существовать авторские права. И точно не стоит использовать такие фотографии в коммерческих целях: для рекламы, производства сувениров и т.п.

Концерты, спектакли, соревнования

Устроители массовых мероприятий часто запрещают съемку, ссылаясь на «угрозу нарушения авторских прав». Но для съемки в личных целях законы не накладывают никаких ограничений.

Еще организаторы нередко ограничивают использование вспышки или нахождение фотографов у сцены или арены. Мотивируется это тем, что действия фотографа могут мешать как артистам или спортсменам, так и зрителям. Но если вы снимаете ход концерта, состязания и никому не мешаете – вы в своем праве.

Полиция

Закон не содержит запретов на съемку сотрудников полиции. А съемку действий инспекторов ГИБДД даже разрешает.

Читайте так же:  Осаго расшифровка, стоимость и отличие от каско

Но может быть иной случай. Например, если объявлен режим контртеррористической операции (КТО), то, как правило, запрещается съемка во всем районе операции. Но в такой ситуации в зону проведения КТО устанавливается ограниченный доступ, и вы просто так в него не попадете. В любом случае, полицейский, который запрещает вам снимать, должен точно указать причину запрета со ссылкой на законодательство.

Транспорт

Метро. Федеральные правовые акты не содержат запретов на съемку в метро. Однако многие социальные объекты (например, суды или те же метрополитены) устанавливают собственные правила, руководствуясь, в частности, соображениями безопасности. Так, Правила московского метрополитена запрещают кино- и видеосъемку без письменного разрешения администрации. А фотосъемка в них упоминается только в таком контексте: «На территории Московского центрального кольца запрещается… осуществлять кино-, фото-, видеосъемки с использованием профессионального и (или) стационарного оборудования».

Что такое «профессиональное оборудование», правила не уточняют. Но на практике часто под ним подразумевают штатив и вспышку. При этом, судя по тексту, за пределами центрального кольца фотографировать можно без ограничений.

Видео (кликните для воспроизведения).

Чтобы избежать конфликтов, мы рекомендовали бы изучать правила конкретного метрополитена перед проведением съемки.

Железная дорога. Тут тоже можно снимать. Запреты на фотосъемку на железной дороге и вокзалах были в законодательстве СССР и других нормативных актах, которые сейчас уже не действуют. Поэтому аргумент «железная дорога – стратегический объект» давно устарел.

Аэропорты. Можно фотографировать в залах регистрации и ожидания. На пунктах таможенного и личного досмотра – нельзя. А вот из салона самолета делать художественные фотографии через иллюминатор можно. Закон ограничивает только картографическую съемку и зондирование, но это явно не про вас.

Больницы и поликлиники

В этих заведениях нельзя фотографировать пациентов без их разрешения. Потому что даже сам факт обращения за медицинской помощью – это сфера частной жизни и медицинская тайна, охраняемые законом.

Храмы и монастыри

Нет ни одного закона, который бы регулировал вопрос съемки в религиозных учреждениях. Это ограничение носит, скорее, этический характер: вспышки, щелканье затворов, действия фотографа могут мешать верующим.

Как себя вести, если вам запрещают снимать?

Отвечает старший юрист Центра защиты прав СМИ Светлана Кузеванова:

Если вы уверены, что снимаете в том месте, где разрешение не требуется, то можете смело настаивать на том, что вы не нарушаете закон, поскольку съемка проводится в общественном месте, территория, на которой вы производите съемку, не относится к частной собственности, не представляет собой объекты государственной тайны или не содержит тайны коммерческой.

Можете сослаться на закон – ссылайтесь. Если не можете, то встречным вопросом просите объяснить, на каком основании вашу съемку пытаются ограничить или запретить. Практика показывает, что люди, знающие свои права, гораздо успешнее их отстаивают, поскольку ограничения часто рассчитаны на то, что человек растеряется и не сможет быстро сориентироваться и принять решение, как правильно поступить в спорной ситуации.

Источник: http://fototips.ru/praktika/gde-mozhno-snimat-a-gde-nelzya-v-2019/

1Silhouette › Блог › Где можно снимать, а где нельзя?

Полный текст статьи содержит 30 страниц и находится здесь: komiexpo.com/experts/160
Ниже привожу укороченные вариант на 8 страниц.

В общем случае ответ на этот вопрос выглядит так: снимать можно почти все, что может попасть в объектив вашего фотоаппарата (далее под «фотоаппаратом» будет пониматься и видеокамера, если прямо не указано иное).

Право «право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» закреплено в статье 29 Конституции РФ. Кроме того, существует закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в седьмой статье которого дано определение «общедоступной информации»: к ней относятся любые сведения, доступ к которым не ограничен. Такая информация может использоваться любыми лицами.
В девятой статье данного закона говорится также о том, что любые ограничения доступа к информации должны устанавливаться только федеральным законом. Таким образом, многочисленные запреты, сформулированные в подзаконных актах, являются правомерными только в том случае, если акт принят на основании закона, дающего его авторам право ограничивать доступ к информации.

Основная особенность большинства законов, устанавливающих такие ограничения – они предусматривают меры, которые направлены на то, чтобы с охраняемой информацией нельзя было ознакомиться посторонним. Если сведения могут быть получены посторонним – значит, они либо относятся к общедоступной информации, либо закон, который закрепляет ограничения доступа, не соблюдается. Но за его несоблюдения посторонний человек «с улицы» ответственности нести, разумеется, не может.

Под «доступом» закон «Об информации…» понимает «получение информации и возможность ее обработки». Очень важно помнить, что сама обработка в понятие «доступа» не входит. То есть, после того, как человек на законных основаниях получил возможность как-то зафиксировать или обрабатывать конкретную информацию, «доступ» состоялся. Как-то повлиять на то, с помощью каких средств ведется обработка, у обладателя информации права уже нет. Все ограничения «возможности обработки» также должны быть предусмотрены федеральным законом.

Раньше «информация» была включена, отдельно от «вещей», в список «объектов гражданских прав» из статьи 128 ГК, однако, со вступлением в действие четвертой части Гражданского кодекса она была оттуда исключена. Таким образом, сейчас гражданское законодательство вообще не регулирует распространение информации, за исключением тех ее видов, которые отнесены к «интеллектуальной собственности» (например, «ноу-хау»).

Гражданское законодательство не запрещает заключение договоров, вообще не предусмотренных законом – главное, чтобы они закону не противоречили. Но до тех пор, пока стороны не пришли к соглашению об условиях, никакого договора не заключено, и никто не может запрещать получать и фиксировать информацию в тех случаях, которые не предусмотрены законом.

Некоторые категории информации из перечня федеральными законами не предусмотрены вообще, например, «служебная тайна», к которой чаще всего причисляют информацию с грифом «Для служебного пользования». Законных оснований для привлечения к какой-либо ответственности за ее разглашения нет, конфиденциальность такой информации обеспечивается ведомственными нормативными актами и угрозой привлечения к дисциплинарной ответственности.

Может ли собственник запретить фотографировать свое имущество?
Обычно на «право собственника» ссылаются тогда, когда необходимо обосновать запрет съемки на территории магазинов, кафе, и тому подобных организаций. При этом в качестве обоснования часто приводится статья 209 Гражданского кодекса, повествующая о содержании права собственности, которая наделяет собственника полномочиями по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом.
Ссылающийся совершает фундаментальную ошибку, причисляя сбор информации об имуществе к «пользованию» или «распоряжению» им. Продолжая подобный ход мыслей, можно объявить «пользованием» вообще любое получение информации, включая пристальное рассматривание. Фактически тот, кто вводит на территории своей собственности подобные запреты, пытается запретить другим пользоваться их собственностью, то есть, фотокамерами. Запрет на фотосъемку внутри магазинов и прочих мест оказания услуг имеет, по большому счету, одну реальную причину: владельцы заведений хотят пресечь фиксацию возможных нарушений закона «О защите прав потребителей» и других нормативных актов.

Читайте так же:  Оформление перепланировки квартиры — пошаговая инструкция

В Гражданском кодексе есть только одна статья, охраняющая изображение само по себе – это ст. 152.1, «Охрана изображения гражданина». Охраны «изображения собственности гражданина» закон не предусматривает.

Какие-то ограничения могут быть установлены на создание и распространение изображений тех предметов, которые являются произведениями, охраняемыми авторским правом. Однако, авторские права будут принадлежать создателю таких предметов, а не их обладателю: по общему правилу, сформулированному в ст. 1227 ГК, «интеллектуальные права» не зависят от права собственности на ту вещь, в которой выражен результат интеллектуальной деятельности, и не переходят вместе с правом собственности.
К тому же, как мы помним, ограничения на доступ к информации могут устанавливаться только федеральными законами. Понятие «доступа» включает в себя не только «получение информации», но и «возможность ее использования», таким образом, любое ограничение такой возможности тоже должно устанавливаться в законе. Запрещая обрабатывать информацию о своей вещи, собственник нарушает, в том числе, и статью 209 ГК, поскольку его действия нарушают «права и охраняемые законом интересы других лиц».

Может ли руководство магазина запретить съемку со ссылкой на то, что внешний вид магазина и выкладка товара являются коммерческой тайной?

Какую ответственность законодательство устанавливает за препятствия съемкам?

Владелец коммерческой организации, который устанавливает для посетителей запрет на съемку, может быть привлечен к ответственности по статье 14.8 КоАП («Нарушение иных прав потребителей»).

Источник: http://www.drive2.ru/b/288230376152348261/

Съемка в общественном месте

В соответствии с п. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый гражданин имеет право свободно производить и распространять информацию любым законным способом.

Согласно ст. 7 закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ любые общеизвестные сведения, доступ к которым не ограничен федеральными нормативными актами, в том числе события, происходящие с гражданами в публичных местах, относятся к категории «общедоступная информация».

Таким образом, человек, проводящий фото- или видеосъемку на улице, в транспорте, на массовых мероприятиях, в помещениях, открытых для свободного доступа, осуществляет свои гражданские права, гарантированные законодательством.

Где снимать нельзя

Запрещается вести съемку:

  • на заседаниях Госдумы и Совета Федерации;
  • на засекреченных и стратегических объектах, охраняемых законом о государственной тайне;
  • в зданиях ФСБ, Министерства обороны, Госстроя, Министерства топлива и энергетики, Ространснадзора, Таможенной службы;
  • с борта иностранного судна, если объектом съемки выступает российский военный корабль.

Кроме того, в некоторых случаях для проведения съемки потребуется официальное разрешение руководящего должностного лица государственного учреждения.

Например, без резолюции начальства запрещено снимать:

  • на судебных заседаниях по уголовным делам (п. 5 ст. 241 УПК РФ) и делам об административных правонарушениях (п. 3 ст. 24.3. КоАП РФ);
  • в исправительных учреждениях (п. 5 ст. 24 УИК РФ);
  • в пограничной зоне, на расстоянии менее 5 км от государственной границы РФ (п. «б» ст. 10 приказа ФСБ РФ от 07.08.2017 № 454).

Съемка человека без его разрешения

Не требуется согласия граждан, если съемка производится в общественном месте, и люди попадают в кадр случайным образом, например:

  • фотографирование туристических достопримечательностей;
  • съемка на публичных мероприятиях (концерты, конференции, собрания, съезды, спортивные соревнования и пр.);
  • видеозапись на улице или в помещении, сделанная журналистом для новостного сюжета;
  • съемка правонарушения свидетелем или участником такого происшествия и т. д.

Кроме того, вести съемку гражданина без его разрешения могут работники спецслужб при проведении оперативно-розыскных мероприятий (ст. 6 закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ) и сотрудники ГИБДД, контролирующие соблюдение правил дорожного движения.

Когда съемка человека недопустима без его согласия

В соответствии со ст. 24 Конституции РФ сбор, использование, распространение и хранение информации о частной жизни лица допускается только с его согласия.

В силу положений ст. 152 ГК РФ опубликовать фото или видео человека также возможно только с его разрешения. После смерти гражданина его изображение может быть использовано исключительно с согласия его наследников.

Таким образом, если объектом съемки является определенный человек, который находится в центре кадра на фотографии (либо его изображение занимает более 60% кадра) или выступает в качестве основного действующего лица на видеозаписи, то использование полученного материала без ведома этого гражданина будет являться нарушением неприкосновенности частной жизни. При этом место проведения съемки значения не имеет.

Исключением является ситуация, когда человек позирует в качестве модели за определенную плату, в таком случае право на полученное изображение переходит к его автору (фотографу, видеооператору и пр.), то есть согласие гражданина на обнародование и распространение материала не требуется.

Нарушение неприкосновенности частной жизни карается по ст. 137 УК РФ, и наказание может быть достаточно серьезным, в том числе в виде лишения свободы на срок до 2 лет.

При этом следует отметить, что удалить снимок (видеозапись) с памяти устройства и иных носителей автор обязан только по решению суда. В остальных случаях принуждение является неправомерным, поскольку нарушает положения ст. 44 Конституции РФ (о гарантиях свободы творчества).

Съемка детей без согласия родителей

Как указывалось выше, использование изображения гражданина возможно только с его согласия. В соответствии со ст. 64 СК РФ защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.

Заключение сделки на проведение съемки малолетнего ребенка, в том числе за вознаграждение, также осуществляется его законными представителями (ст. 28 ГК РФ).

Следовательно, снимать ребенка без согласия родителей (усыновителей, опекунов) запрещено.

Но если несовершеннолетний попал в кадр случайно или во время проведения обзорной съемки публичного мероприятия (школьные концерты, утренники в детском саду, спортивные соревнования и т. п.), то разрешение законных представителей на использование полученного материала не требуется.

Также допускается обнародование фото- или видеозаписей без согласия родителей при наступлении экстренных ситуаций (например: ребенок пропал без вести и необходимо срочно проинформировать общественность).

Съемка в магазинах, ресторанах, кафе

В соответствии с п. 1 ст. 209 ГК РФ собственник имеет право совершать любые действия в отношении своего имущества, не противоречащие закону и не нарушающие права и интересы других лиц.

Торговые залы магазинов, а также залы для обслуживания посетителей общепита, клиентов банка, помещения, предназначенные для приема граждан в государственных учреждениях, являются публичными местами, открытыми для свободного посещения.

Читайте так же:  День за полтора в современном сизо — новая поправка к ст 72 ук рф

Согласно закону от 07.02.1992 № 2300-1 (о правах потребителя) каждый человек имеет право подробно ознакомиться с полной информацией о товаре, в том числе сфотографировать необходимые сведения для дальнейшей проверки.

Зачастую сотрудники службы безопасности препятствуют проведению съемки, ссылаясь на нормы закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ (о коммерческой тайне). Такие действия являются неправомерными.

В соответствии со ст. 3 вышеуказанного закона информация, составляющая коммерческую тайну, представляет собой сведения ограниченного доступа, которые не должны храниться в местах общего пользования.

Согласно ст. 5 № 98-ФЗ не могут составлять коммерческую тайну сведения, обязательность раскрытия которых установлена федеральными законами.

При этом любые внутренние приказы, правила и инструкции, действующие в учреждениях, распространяются исключительно на работников этих учреждений и не могут применяться по отношению к третьим лицам.

Таким образом, каждый посетитель имеет полное право снимать ценники в магазинах, табло курсов валют в банках, меню в ресторанах и т. д.

Если сотрудники службы безопасности учреждения препятствуют гражданину при проведении съемки, то такое нарушение квалифицируется как самоуправство и карается по ст. 19.1 КоАП РФ.

В случае если человеку или его имуществу был нанесен существенный вред (например: была разбита камера), то такие действия считаются преступлением, ответственность за которое регламентируется ст. 330 УК РФ. А незаконное изъятие записывающей аппаратуры (карты памяти устройства) является хищением чужого имущества и карается как грабеж в соответствии со ст. 161 УК РФ.

Скрытая видеосъемка

На территории РФ использование аппаратуры скрытой видеозаписи (фотосъемки) находится под запретом, причем за покупку, продажу и применение средств, предназначенных для негласного получения информации, предусмотрена уголовная ответственность по ст. 137, 138, 138.1 УК РФ.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.07.1996 № 770, положения которого устанавливают правила лицензирования деятельности по реализации устройств для негласного получения информации, использовать такую аппаратуру имеют право только сотрудники органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Перечень таких органов приведен в ст. 13 закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ. К ним относятся: ОВД, ФСБ, Служба внешней разведки, ФСИН, Федеральная служба охраны, Таможенная служба.

Устройства для скрытой съемки

К специальным средствам, предназначенным для негласного получения информации, относится записывающая аппаратура, обладающая хотя бы одним из нижеперечисленных признаков (постановление Правительства РФ от 10.03.2000 № 214):

  • имеющая объективы с вынесенным зрачком входа pin-hole (отверстие малого диаметра, от англ. – «булавка»);
  • закамуфлированная под бытовые предметы;
  • работающая при низкой освещенности объекта (0,01 лк и менее) или при освещенности на приемном элементе 0,0001 лк и менее;
  • имеющая вынесенные органы управления.

Таким образом, возникает парадоксальная ситуация: использование камеры, установленной на люстру, в дверцу шкафа, в раму картины, авторучку, пуговицу или иной бытовой предмет, – незаконно, а применение аналогичной аппаратуры, вмонтированной в стену, потолок или иную часть здания (помещения), принадлежащего человеку по праву собственности – допустимо.

При этом мобильные телефоны, планшеты, видеорегистраторы и прочие гаджеты не могут быть отнесены к устройствам скрытой записи.

В соответствии с постановлением Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 46 вышеперечисленные устройства могут быть причислены к категории спецсредств только при условии, что они преднамеренно были подвергнуты технической доработке или программированию, в результате которых им были приданы новые качества и свойства, позволяющие собирать информацию скрытым способом.

Можно ли вести скрытую запись в общественном месте?

Любые события, происходящие с гражданином в общественном месте, не могут составлять «тайну частной жизни», охраняемую законодательством, так как сам факт нахождения на улице (в кафе, в магазине, на публичном мероприятии и т. п.) подразумевает отсутствие тайны.

Поэтому вести скрытую запись устройством, не относящимся к категории специальной техники, можно, поскольку положения ст. 137 УК РФ направлены на пресечение вмешательства именно в частную жизнь человека.

Можно ли записать на телефон свой разговор с другим человеком?

Верховный суд отвечает положительно, но только при условии, что человек не вызнает чужие секреты, составляющие личную или семейную тайну, а фиксирует нарушение своих гражданских прав. Такая запись впоследствии может быть использована в суде в качестве вещественного доказательства.

Список источников

1. Статья 29 Конституции РФ.

2. Статья 24 Конституции РФ.

3. Статья 9 ГК РФ. Осуществление гражданских прав.

4. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

5. Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 (ред. от 29.07.2018) «О государственной тайне».

6. Указ Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне».

7. Статья 241 УПК РФ. Гласность.

8. Статья 24 УИК РФ. Посещение учреждений и органов, исполняющих наказания.

9. Статья 10 приказа ФСБ РФ от 07.08.2017 № 454 “Об утверждении Правил пограничного режима”.

10. Статья 24.3 КоАП РФ. Открытое рассмотрение дел об административных правонарушениях.

11. Статья 137 УК РФ. Нарушение неприкосновенности частной жизни.

12. Статья 64 СК РФ. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей.

13. Статья 28 ГК РФ. Дееспособность малолетних.

14. Статья 44 Конституции РФ.

15. Статья 209 ГК РФ. Содержание права собственности.

16. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 29.07.2018) «О защите прав потребителей».

17. Статья 19.1 КоАП РФ. Самоуправство.

18. Статья 330 УК РФ. Самоуправство.

19. Статья 161 УК РФ. Грабеж.

20. Статья 13 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об оперативно-розыскной деятельности».

21. Постановление Правительства РФ от 10.03.2000 № 214 (ред. от 20.03.2018) «Об утверждении Положения о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, и списка видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, ввоз и вывоз которых подлежат лицензированию».

22. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)».

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://pra-vo.com/semka-v-obschestvennom-meste.html

Где можно снимать на камеру, и где действует запрет на съемку
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here