Административное выдворение из рф своих иностранных и граждан

Все самое интересное по теме: "Административное выдворение из рф своих иностранных и граждан" с выводами специалистов. Актуальность информации на 2020 год вы всегда можете уточнить у дежурного юриста.

Административное выдворение из РФ своих иностранных и граждан

Работая журналистом, я часто сталкиваюсь с различными вопросами, касающимися такого направления, как российская миграционная политика. В последние годы действующие законодательство стало более жестким, и чиновники редко идут на компромиссы, в отношении пребывания в стране иностранцев.

Сегодня я бы хотела поговорить о том, почему стала применяться такая мера, как административное выдворение граждан за пределы РФ, и насколько правомерны данные действия со стороны уполномоченных организации.

Общие сведения по данному вопросу

Выдворение иностранных граждан из России – это достаточно радикальная процедура, которая применяется, в отношении лиц, нарушивших миграционную политику страны, а также не имеющих подданства или не оформивших соответствующее разрешение на проживание.

Если при выяснении всех обстоятельств дела нарушение было признано незначительным или ситуация может быть исправлена, то наказание заменяется на другое.

Отменить данный вид санкций может только судебный орган. Кроме того, если человек не согласен с принятым решением, то он вправе его обжаловать, подав апелляционную жалобу в вышестоящую инстанцию.

В случае принятия подобного решения, гражданин, который подлежит депортации некоторое, не очень продолжительное время, будет находиться в специальном месте закрытого типа.

Какие формы депортации существуют

Административные действия, связанные с выдворением иностранных нарушителей, могут иметь две формы:

  1. Самостоятельный выезд приезжего лица, но контролируемый сотрудникам ответственного органа. Выезд должен быть осуществлен в течение пяти суток с момента принятия такого решения.
  2. Принудительная депортация, контроль за которой особенно жесткий. Здесь все действия исполняют сотрудники миграционной службы в установленные судом сроки.

Форма наказания устанавливается в судебном порядке, поскольку это зависит от индивидуальных обстоятельств, рассматриваемых в рамках заседания.

Подобные полномочия имеются еще и у сотрудников пограничной службы РФ. Определяющим форму фактором является еще и тяжесть вменяемого в вину нарушения. Кроме того, оказать влияние на принятие решения может личность виновного лица.

Какие санкции применяются к нарушителю в дальнейшем

После выдворения иностранного лица за пределы страны, на него будут наложены определенные санкции, а именно, подданный другого государства не сможет въехать в государство в течение установленного периода времени. Чаще всего, этот срок не превышает промежутка в 5 лет.

Следует напомнить, что указанный период напрямую зависит от конкретной ситуации. Чтобы такому лицу, при повторном посещении страны избежать недоразумений, следует заранее уточнить данную информацию и получить необходимые сведения о действии установленного запрета или о его окончании.

В чем состоят различия между выдворением и депортацией

Многие граждане путают эти два понятия и, зачастую считают их аналогичными. На самом деле, отличия есть. Под депортированием следует понимать только принудительную высылку приезжего лица из страны.

Кроме того, депортация является формой, при которой устанавливается некий «барьер», не позволяющий в дальнейшем иностранцу посещать РФ. Все расходы оплачивает государство.

Что касается выдворения, то здесь человек оплачивает все самостоятельно или занимается этим вопросом лицо (организация) оформившая приглашение. Срок определяется судом и никаких санкций по отношению к человеку не применяется.

Как происходит выдворение из страны, если речь идет о супругах

Несмотря на то, что российское законодательство достаточно строго относится к рассмотрению подобных вопросов, есть ряд моментов, которые требуют определенного нивелирования.

К примеру, одно из положений европейской конвенции по защите прав человека говорит о том, что в случае выдворения из страны одного из супругов, пара не сможет вести естественную совместную жизнь.

В этой связи решение о депортировании граждан принимается только в самом крайнем случае, когда налицо все доказательства, подтверждающие факт совершения нарушения.

Есть еще один нюанс, который также следует принимать во внимание. Дело в том, что беженцы, получившие официальный статус, выдворены быть не могут, особенно при условии, что в странах, откуда они прибыли ведутся активные боевые сражения.

Можно ли обжаловать решение

В случае нарушения прав иностранного гражданина, он имеет возможность обратиться в вышестоящую инстанцию и подать жалобу на действия конкретного сотрудника.

Подать жалобу может и близки родственник человека, а именно, второй супруг, дети или родители. Разумеется, заявитель обязан представить документы, подтверждающие факт отсутствия нарушений со стороны виновного лица.

Срок обжалования вынесенного постановления составляет 10 суток с момента вынесения такого решения, однако, вероятность принятия положительного решения, как правило, не высока.

Заключение

Если есть сомнения в том, что решение о высылке иностранного лица с территории РФ является законным и обоснованным, приезжий вправе обжаловать такое постановление и тем самым избежать возможного штрафа и непосредственной депортации со стороны российских властей.

Источник: http://grazhdaninu.com/grazhdanstvo/raznoe-grazhdanstvo/vyidvorenie.html

Что такое административное выдворение: понятие, сроки

Понятие административное выдворение зафиксировано как определение в статье 3.10. КоАП РФ. Рассматривая, в чем заключается применение на практике, выдворения за пределы России иностранного гражданина, мы видим четко обозначенные действия к мигрантам и иным иностранцам, совершившим правонарушение на территории России.

Когда и на каком основании применяют принудительный вывоз иностранного нарушителя за пределы гос.границы:

  • в случаях многократного нарушения законодательства РФ,
  • если мигрант легально нигде не зарегистрирован и
  • не имеет финансовых средств для самостоятельного выезда.

Закон о выдворении из РФ

Статьи законов. Помимо

  • КоАП,
  • ФЗ «О правовом положении иностранцев в РФ»,
  • ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ»,

имеется внутренний документ —

  • Приказу МВД России от 26 августа 2004 г., Приложением к которому у ГУВМ МВД РФ и ФСБ имеется «Наставление по организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы по депортации либо административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или без гражданства» и «Инструкция об организации деятельности пограничных органов по административному выдворению за пределы РФ иностранных граждан или лиц без гражданства», утвержденная приказом ФСБ РФ от 23.12. 2008 г. № 63.

Как видим, нормами российского законодательства определена процедура выдворения путём принудительной высылки и самостоятельный контролируемый выезд мигранта за пределы Российской Федерации.

Читайте так же:  Как вернуть налог за покупку квартиры в ипотеку

Порядок административного выдворения

Следует напомнить: единственное основание для инициации начала выдворения это Постановление суда, , когда в результативной части оговорен данный вид административного наказания. Крайне редкий вариант получить решение об административном наказании в виде выдворения можно без суда, от начальника пограничного пункта при совершении нарушения иностранным гражданином на границе РФ.

Судья принимает решение как о принудительной высылке мигранта, так и самостоятельном выезде в исполнение судебного решения иностранным гражданином.

Напоминаем Управление по делам миграции МВД, ФСБ, иные государственные органы и тем более сотрудники Посольства не вправе вмешиваться в примененное судебное Решение, пытаясь отменить /заменить ограничение. .

Если Постановление не было обжаловано надлежаще, то оно вступает в силу и в зависимости от выбранной судом меры ответственности и формы выдворения, исполнение проводится

  1. путем передачи мигранта уполномоченным лицам иностранного государства;
  2. путем его самостоятельного выезда из страны выдворения.

Основание статья 32.10 КоАП

Принудительное выдворение

Судья, вынося решение о принудительном выдворении иностранного гражданина или лица, определяет каким способом решится вопрос размещения мигранта до его принудительного отъезда и подлежит ли ответчик (нарушитель административного порядка) размещению в Центр размещения..

После выдворения за пределы гос.границы России иностранный гражданин имеет санкции в виде запрета на въезд на территорию РФ. Чаще наказание ограничивается сроком в 5 лет запрета на въезд в Россию. Какие могут быть нюансы. Рассматривается ситуация индивидуально для каждого иностранца. Уточнять вид наказания и срок запрета всегда следует заранее. По стечению обстоятельств случается, что иностранному гражданину пожизненно могут запретить въезд на территорию России.

Самостоятельный контролируемый выезд

Напомним: исполнение административного выдворения описано в статье 3.10 КоАП РФ и всё-таки чаще применяется в форме самостоятельного контролируемого выезда. В чём заключается механизм исполнения самостоятельного выдворения и каким образом происходит контроль за выдворением с точки зрения Закона. Ключевое слово здесь контролируемое выдворение. Это означает выполнение следующих условий при самостоятельном контролируемом выезде

  1. выехать — перейти через границу лицо должно через 15 дней после вступления решения суда в законную силу ;
  2. человек покидает пределы Российской Федерации самостоятельно, купив билет. Выезжает он из РФ без уполномоченных лиц, то есть без сопровождения судебными приставами.

Выдворение из РФ: не выехал, чем грозит

Что происходит дальше? Сведения о пересечении границы Российской Федерации выдворяемым лицом передаются Пограничной службой РФ в ГУВМ для контроля. Плюс данным способом подтверждается исполнение судебного решения нарушителем административного порядка. Следует понимать, что контроль хотя и невидимый, без задержаний, без помещения в спец. центр присутствует. Исполнение судебного решение в срок обязательно, чтобы была возможность по истечении запрета въехать в Россию. . Миграционные органы фиксируют исполнение судебного решения и сообщают об этом факте в МИД. Министерство иностранных дел информирует коллег страны гражданской принадлежности выдворенного о случае административного выдворения.

Важно. Ошибочно считать, что если выдворяемого не арестовали, никто не увез в спец.центр и он свободно перемещается по России, значит можно продолжать оставаться в России и не выезжать, либо выехать когда захочется.

Сроки, на которые выдворяют

После вступившего в законную силу решения суда сотрудники Управления по делам миграции фиксируют запрет въезда в РФ на 5 лет и более. Это срок внутреннего законодательства России, применяемый в общих случаях. Человека об этом не уведомляют.

Источник: http://migrant-reg.ru/administrativnoe-vydvorenie.html

Как отменить выдворение в 2019 году из России

Чтобы понять как проходит отмена выдворения иностранного лица по новому законодательству, вы должны помнить, что обжалование производится только в судебном порядке, принципиально важно успеть подать апелляционную жалобу в течении 10 дней после суда, при подаче жалобы на снятие выдворения и депортации следует руководствоваться нормами КоАП РФ.

Рассмотрим, можно ли и как успеть отменить выдворение из РФ без выезда за пределы государственной границы и как обжаловать решение, если иностранному лицу приходится покинуть Россию, чтобы не усугублять своё положение дополнительно нарушениями.

Напоминаем: что такое административное выдворение и его основные понятия были рассмотрены по ссылке.

Как снять выдворение

Мигранты с угрозой выдворения начинают активно искать вначале бесплатную консультацию миграционного юриста, а затем и платно получать юридическую помощь миграционного юриста, чтобы успеть снять административное выдворение. И, вовремя вступивший в рассмотрения дела защитник чаще способен обжаловать и получить отмену решения о выдворении правонарушителя в вышестоящем суде.

Однако, некоторых иностранные граждане обращаются за юридической консультацией узнать можно ли обжаловать выдворение слишком поздно. О том, как успеть отменить выдворение из России без выезда за её пределы, рассмотрим ниже.

Подача апелляционной жалобы

Апелляция в вышестоящий, по отношению к тому, который вынес изначальное постановление, суд с целью остановить исполнение не вступившего в силу судебного решения о выдворении из Российской Федерации иностранного гражданина. Чтобы составить апелляционное заявление, крайне желательно обратиться за помощью в юридическую консультацию, специализирующуюся на предоставлении услуг в сфере миграции. Бесспорно, уверенный в собственных знаниях мигрант может защищать интересы самостоятельно. Однако, редко встречается юридически «подкованный» иностранец со знанием законодательства чужой страны.

Взяв за основу образец, апелляционной жалобы по делу о выдворении, и решив самостоятельно идти в суд, укажите точно обстоятельства, касающиеся дела. Цель на данном этапе составить жалобу таким образом, чтобы убедить суд в необходимости рассмотрения вашего дела.

Важно. Иностранец, решая обжаловать административное выдворение за пределы РФ, должен обращаться только в вышестоящий суд, по отношению к тому, который вынес первоначальное Постановление.

Когда апелляцию вы успеваете подать в течении 10 дней после суда и полученного на руки решения (апелляция), подавать и регистрировать ее нужно в суде, которым назначено наказание за административный проступок.

Надзорная жалоба на вступившее в силу Постановление подается в вышестоящую инстанцию сразу, минуя суд первой инстанции

Чтобы отменить выдворение, какая информация указывается в заявлении

Структура написания заявления на отмену административного выдворения требует указания точных сведений. Надлежит указать

  • наименование судебного органа, куда апелляционное заявление подаётся,
  • личные данные иностранного лица, который подает жалобу,
  • указать реквизиты спорного постановления,
  • изложить доводы, доказывающие с вашей точки зрения решение суда незаконным и необоснованным,
  • описать правонарушение, совершенное вами, так подробно, чтобы суд посчитал необходимым рассмотреть поданную жалобу.
Читайте так же:  Как правильно выбрать код вида дохода для декларации 3-ндфл

Именно от соблюдения сроков подачи апелляции зависит придется вам покидать Россию, или — нет. Предположим самый лучший исход: вы успели подать заявление на обжалование в течение 10 дней с даты получения судебного решения о выдворении. В случае удовлетворения заявления выезжать из России вам не потребуется.

Иной вариант: пропуск сроков обжалования выдворения: тогда придётся выехать за пределы РФ и подавать апелляцию через доверенное лицо — своего миграционного адвоката. Следует понимать : судебное решение, вступившее в силу и обжалуемое в надзорном органе, не даёт иностранному гражданину права на продление пребывания, в рассматриваемом случае действует общий режим пребывания.

Напомним, что в 2019 году применяется административное выдворение к иностранным гражданам и апатридам (лицам без гражданства), когда они:

  • Нарушают правила въезда.
  • Не соблюдают правила перемещения и выбора места пребывания в стране. См. регистрация иностранных граждан по месту пребывания в 2019 году
  • Нарушают правила миграционного учета.
  • Не соблюдают срок пребывания в Российской Федерации.
  • Осуществляют незаконную трудовую деятельность на территории РФ.
  • Использовали фальшивые документы.

Важно отметить, что назначить данную меру наказания мигранту, уже находящемуся в стране, может только суд. Если иностранец совершил какое-либо правонарушение на границе РФ, выдворить его из страны имеет право начальник пограничного пункта без судебного разбирательства.

Когда могут отменить административное выдворение по статье 18.8 КОаП и удовлетворить апелляцию

Собственно, цель подаваемого заявления на обжалование — получить отмену судебного Постановления. Поэтому придется наиболее точно указать обстоятельства, которые могут повлиять на принятие удовлетворительного решения судом.

Основаниями к отмене Постановления о выдворении служат:

  1. несущественное административное правонарушение;
  2. наличие семьи в России;
  3. наличие на иждивении иностранного гражданина и лица нетрудоспособных членов семьи;
  4. тяжелое состояние здоровья;
  5. иные весомые основания, требующие присутствия иностранца в России.

Источник: http://migrant-reg.ru/otmenit-vydvorenie.html

Нелегальных мигрантов от выдворения могут »спасти» их семьи

Большое количество иностранных граждан въезжают на территорию нашей страны в соответствии с миграционным законодательством, но нередко по тем или иным причинам утрачивают основания для нахождения в России, в результате чего становятся нелегальными мигрантами.

Так, иностранный гражданин может пребывать в Российской Федерации в течение срока действия выданной ему визы. В случае, если он прибыл в страну в порядке, не требующем получение визы, то срок его проживания в России ограничен 90 днями (ч. 1-2 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»; далее – закон об иностранных гражданах). Таким образом, иностранец обязан выехать из Российской Федерации до истечения срока его легального пребывания в стране, в противном случае его нахождение на территории России становится незаконным (ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»; далее – закон о порядке выезда и въезда в Российскую Федерацию).

ФОРМА
Уведомление о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином или лицом без гражданства

Для нарушителей миграционного законодательства предусмотрена административная ответственность, в том числе и такая мера, как принудительное выдворение. Согласно ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП нарушение иностранным гражданином режима пребывания в Российской Федерации влечет наложение административного штрафа в размере от 2 тыс. до 5 тыс. руб. с административным выдворением за пределы страны. Административное выдворение заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан через государственную границу за ее пределы (ч. 1 ст. 3.10 КоАП РФ). Такой вид наказания назначается судьей (ч. 2 ст. 3.10 КоАП РФ).

Видео (кликните для воспроизведения).

Из положений ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ следует, что при назначении административного наказания физическому лицу судами учитывается, в том числе, личность нарушителя. В частности, анализ судебной практики по делам о нарушении миграционного законодательства позволяет сделать вывод, что суды принимают во внимание, помимо прочего, и семейное положение иностранного гражданина, а именно – наличие у него семьи на территории России.

Между тем единого подхода в этой части в решениях судов пока не сложилось. Так, одни судьи считают, что выдворением нарушается право человека на уважение его личной и семейной жизни (решение Воронежского областного суда от 1 марта 2017 г. по делу № 7-47/2017), другие, напротив, считают, что наличие у иностранного гражданина семьи на территории Российской Федерации не освобождает его от обязанности соблюдать миграционное законодательство (решение Московского городского суда от 20 февраля 2017 г. по делу № 7-1772/2017). Рассмотрим конкретные случаи и принятые судами по ним решения.

Так, решением Хабаровского краевого суда от 13 июля 2016 г. по делу № 12-359/2016 иностранному гражданину М. за нарушение, предусмотренное ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного выдворения. На доводы нарушителя о том, что на территории Российской Федерации постоянно проживают его супруга, дочь и внуки, суд ответил, что эти родственники не лишены возможности посещать его на территории других государств. Напомним, что в соответствии с п. 2 ст. 27 закона о порядке выезда и въезда в Российскую Федерацию иностранному гражданину въезд в нашу страну не разрешается в течение пяти лет со дня административного выдворения.

К кому и куда МВД приходит с миграционной проверкой? Узнайте из материала «Миграционные проверки МВД (ранее – ФМС)» в «Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей» интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получить полный
доступ на 3 дня бесплатно!

Вместе с тем, например, Московский городской суд доводы нарушителя Д. о том, что его жена является гражданкой Российской Федерации и проживает в нашей стране, учел при назначении наказания. По его мнению, каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, и такая мера наказания, как выдворение, не может быть признана правомерной при таких обстоятельствах (решение Московского городского суда от 30.11.2016 по делу № 7-13565/2016).

Однако некоторые суды принимают во внимание наличие у нарушителя родственников в России, но не любых. Севастопольский городской суд на доводы иностранца по аналогичному делу о том, что у него имеются родственники в России – дяди и тети, в решении отметил, что у виновного отсутствуют на территории Российской Федерации семья и близкие родственники (решение Севастопольского городского суда от 13 февраля 2016 г. по делу № 12-166/2016). Напомним, что в соответствии со ст. 14 Семейного кодекса близкими родственниками считаются супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки.

Читайте так же:  Порядок начисления алиментов в фиксируемой сумме

Отметим также, что намерение иностранного гражданина создать в России семью судами также не принимается как основание признания правонарушения малозначительным (решение Московского городского суда от 20 февраля 2017 г. по делу № 7-1772/2017). Так, по делу о привлечении гражданки Ч. к административной ответственности за нарушение режима пребывания в России суду была предоставлена справка о том, что она беременна и, с ее слов, намерена вступить в брак с гражданином Российской Федерации. Но суд посчитал, что гражданка Ч. на момент рассмотрения в суде дела в отношении нее в браке с гражданином России не состояла (заявление о регистрации брака подано уже после вынесения постановления о возбуждении дела), сведений о невозможности получения сопутствующего беременности медицинского обслуживания на территории страны гражданской принадлежности ею не было представлено. В связи с чем суд посчитал, что оснований для признания правонарушения, вмененного Ч., малозначительным или назначенного административного наказания чрезмерно суровым не имеется.

В то же время Верховный Суд Российской Федерации недавно дал ответ на вопрос, следует ли назначать в отношении иностранных граждан, имеющих семью и детей на территории Российской Федерации, административное наказание в виде выдворения за пределы Российской Федерации при нарушении ими режима пребывания на территории России (постановление Верховного Суда РФ от 13 марта 2017 г. № 64-АД17-1).

Так, по делу гражданки Д., которая по истечении разрешенного срока временного пребывания не выехала за пределы Российской Федерации, суд первой и надзорной инстанции определили ей наказание в виде штрафа с административным выдворением в виде самостоятельного контролируемого выезда из Российской Федерации (постановление Ногликского районного суда Сахалинской области от 1 октября 2013 г. по делу № 5-31/2013, постановление Сахалинского областного суда от 11 января 2016 по делу № 4а-1/2016). На доводы защитника Д. о том, что нарушитель находится в брачных отношениях с гражданином Российской Федерации и имеет несовершеннолетнего ребенка, суды посчитали, что эти обстоятельства не освобождают ее от обязанности соблюдать иммиграционное законодательство и не являются основанием к невозможности применения к ней наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

ВС РФ с позицией судов первой и надзорной инстанций не согласился (постановление Верховного Суда РФ от 13 марта 2017 г. № 64-АД17-1). По мнению суда, назначение наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к виновному лицу такой меры ответственности. Кроме того, суд считает, что такая мера наказания назначается в случае, если это единственно возможный способ достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

Суд также отметил, что согласно ч. 2 ст. 1.1 КоАП РФ данный кодекс основывается на Конституции РФ, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации. В силу положений ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее – Конвенция) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни и не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права. Вместе с тем иностранному гражданину въезд в Российскую Федерацию не разрешается в течение пяти лет со дня административного выдворения (п. 2 ст. 27 закона о порядке выезда и въезда в Российскую Федерацию). Таким образом, суд пришел к выводу, что такая мера наказания, как выдворение, не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права Д. на уважение семейной жизни.

Кроме того, ВС РФ подчеркнул, что Постановлением от 14 февраля 2013 г. № 4-П КС РФ признал, что устанавливаемые в КоАП РФ правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, личность правонарушителя, но и гарантировать тем самым адекватность порождаемых последствий тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения.

Так, с учетом личности Д., а также конкретных обстоятельств (ее семейного положения), суд принял решение, что назначение Д. административного наказания в виде административного выдворения противоречит требованиям ст. 8 Конвенции.

Таким образом, постановления судов первой и надзорной инстанции подлежат изменению путем исключения из них указания на назначение ей административного наказания в виде административного выдворения, постановил ВС РФ.

Источник: http://www.garant.ru/article/1104106/

Статья 3.10. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства

Статья 3.10. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства

1. Правила ч. 1 ст. 3.10 посвящены административному выдворению за пределы Российской Федерации. Специфика этого вида административного наказания состоит в том, что оно назначается только таким физическим лицам, как:

— иностранные граждане. К последним относятся граждане любых иностранных государств;

— лица без гражданства. К ним относятся лица, не принадлежащие к гражданам Российской Федерации и не имеющие доказательств принадлежности к гражданству любого иностранного государства (ст. 2 Закона о правовом положении иностранных граждан).

В практике возникают вопросы:

могут ли быть выдворены лица без гражданства, которые постоянно проживали на территории Российской Федерации? Да, могут: правила ст. 3.10 этому не препятствуют;

могут ли быть выдворены беженцы? Если Российская Федерация предоставила им убежище, то они не могут быть подвергнуты административному выдворению (вывод сделан на основе систематического толкования ст. 3.10 и ст. 1, 2 Закона о беженцах);

могут ли быть выдворены вынужденные переселенцы? Нет, не могут: дело в том, что по общему правилу вынужденными переселенцами являются граждане Российской Федерации (вывод сделан на основе систематического толкования ст. 1-3 Закона о переселенцах, ст. 3.10 и ст. 18.2 (см. коммент. к ней).

2. Упомянутые выше физические лица (т.е. иностранцы и лица без гражданства) перемещаются:

— через Государственную границу РФ в принудительном (т.е. против воли и желания этих физических лиц) и контролируемом порядке (под контролем органов миграционной службы, МВД, пограничной службы входящей в систему ФСБ);

— в порядке самостоятельного контролируемого выезда (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

3. Административное выдворение применяется только в случаях, прямо предусмотренных нормами Особенной части КоАП. Например, за нарушение:

Читайте так же:  Возврат и обмен товара надлежащего качества по закону

— режима пребывания в Российской Федерации, выразившееся в несоблюдении установленного порядка регистрации либо передвижения или порядка выбора места жительства, в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания, а также несоблюдении правил транзита через территорию Российской Федерации (см. коммент. к ст. 18.8);

— правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы (см. коммент. к ст. 18.10);

— иммиграционных правил (см. коммент. к ст. 18.11).

4. Применяя нормы ч. 2 ст. 3.10, нужно учесть, что:

1) по общему правилу административное выдворение назначается судьей;

2) если административное правонарушение совершается иностранным гражданином, лицом без гражданства в момент въезда в Российскую Федерацию, то выдворение может быть применено (как мера административного наказания) соответствующими должностными лицами (например, должностными лицами пограничной службы);

3) административное выдворение не может быть установлено в законах субъектов Российской Федерации: это прерогатива КоАП (см. коммент. к ч. 3 ст. 3.2);

4) оно может быть назначено и как основное административное наказание, и как дополнительное. Если назначен, например, административный штраф, то выдворение может сочетаться с таким основным административным наказанием (см. коммент. к ст. 3.3);

5) оно назначается с обязательным учетом:

— общих правил назначения административного наказания (см. коммент. к ст. 4.1);

— обстоятельств, смягчающих административную ответственность (см. коммент. к ст. 4.2);

— обстоятельств, отягчающих административную ответственность (см. коммент. к ст. 4.3);

6) в соответствии со ст. 4.6 данный вид наказания действует в течение одного года (см. коммент. к ней);

7) приказом МВД N 533 от 26.08.04 утверждено «Наставление по организации деятельности органов внутренних дел РФ и Федеральной миграционной службы по депортации или административному выдворению за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства». Приказом ФСБ от 23.12.08 N 631 утверждена «Инструкция об организации деятельности пограничных органов по административному выдворению за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства».

В практике возникает вопрос: если человек был подвергнут административному выдворению не судьей, а другим должностным лицом, можно ли обжаловать его в судебном порядке? Да, можно: это вытекает из систематического анализа ст. 3.10 и 30.1 (см. коммент. к ней).

4. В соответствии с ч. 3 ст. 3.10 (она введена Законом N 203 от 04.12.06 и вступила в силу с 01.01.07) административное выдворение за пределы РФ не может применяться к военнослужащим (проходящим службу в российской армии) — иностранным гражданам. Не применяется данное наказание и к военнослужащим иностранных государств при совершении административных правонарушений на территории РФ — они привлекаются к иным мерам наказания.

Источник: http://base.garant.ru/5872064/6ce8c73767b2c990f5efabbb9184c339/

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства как вид административного наказания

И.В. Максимов, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой конституционного и административного права Астраханского государственного технического университета.

В 1995 году Кодекс РСФСР об административных правонарушениях был дополнен ст. 32.1, в которой впервые была дана дефиниция административного выдворения как принудительного и контролируемого перемещения иностранных граждан и лиц без гражданства через Государственную границу РФ, за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, — контролируемого самостоятельного выезда выдворяемых из России. Однако наряду с административным выдворением как мерой административного взыскания законодатель допускал возможность выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства в административном порядке и по другим, не предусмотренным КоАП РСФСР основаниям.

Так, рядом федеральных законов выдворение предусматривалось, в частности, в следующих случаях: непризнание лица, не являющегося российским гражданином, беженцем либо утрата им по иным причинам статуса беженца ; совершение иностранными гражданами и лицами без гражданства преступления, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров ; нарушение лицом, не проживающим на соответствующей территории, режима чрезвычайного положения .

См. ст. 13 Закона РФ от 19.02.93 N 4528-1 «О беженцах» (в ред. от 30.06.2003; далее — Закон о беженцах).
См. п. 3 ст. 59 Федерального закона от 08.01.98 N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (в ред. от 30.06.2003).
См. п. «е» ст. 12 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (в ред. от 30.06.2003).

КоАП РФ, сохранив прежнюю дефиницию административного выдворения, лишь с некоторыми терминологическими дополнениями закрепил ее в ст. 3.10 (ч. 1). При этом, в отличие от КоАП РСФСР, где предусматривались лишь два случая наложения наказания в виде административного выдворения (статьи 183.1 и 183.3), в КоАП РФ число составов административных правонарушений с данной санкцией увеличилось до пяти (ч. 2 ст. 18.1, ч. 2 ст. 18.4, ст. 18.8, ч. 2 ст. 18.10 и ст. 18.11).

Административное выдворение как форма государственно-властного ограничения прав и свобод лиц, совершивших административное правонарушение, предусматривает соответствующий принципиальный режим реализации. Порядок же осуществления этой меры, т.е. процедура (процесс), в результате которой только и возможно применение рассматриваемого наказания, также включает элементы принципиального характера, которые урегулированы в КоАП РФ.

Административное выдворение как установленный законом ряд последовательных действий, связанных с административной высылкой иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы России, осуществляется двумя способами: 1) принудительным и контролируемым перемещением указанных лиц за пределы Государственной границы РФ; 2) контролируемым самостоятельным выездом таких лиц за пределы Государственной границы РФ.

Агапов А.В. Указ. раб.
Из анализа статей Особенной части КоАП РФ следует, в частности, что все составы соответствующих административных правонарушений с объективной стороны описывают негативные правоотношения, связанные в целом с ситуацией незаконного пребывания иностранного лица и лица без гражданства на территории России.

См. об этом же, напр.: Макарейко Н.В., Никифоров М.В., Скляров И.А. Административное принуждение в России: Учеб. пособие / Под ред. И.А. Склярова. Н. Новгород, 2002. С. 160.
См. подп. 2 ст. 27 Федерального закона от 15.08.96 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (в ред. от 30.06.2003; далее — Закон о порядке выезда и въезда). Кроме того, заслуживает внимание и то обстоятельство, что в соответствии с законодательством о российском гражданстве отклоняются заявления о приеме в гражданство и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, поданные лицами, которые в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с такими заявлениями, выдворялись за пределы России в соответствии с федеральным законом (см. п. «б» ст. 16 Закона о гражданстве РФ). См. также подп. 3 ст. 7, подп. 3 ст. 9 и подп. 3 п. 9 ст. 18 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 11.11.2003; далее — Закон о положении иностранных граждан).

Читайте так же:  Таблица выхода на пенсию по годам рождения

В арсенале средств государственно-властного воздействия находится весьма близкая к административному выдворению по своему правовому содержанию правоограничительная мера — депортация. В отличие от административного выдворения депортация является административно-восстановительной мерой принуждения, применяемой не в связи с административным правонарушением. Федеральным законодательством, регламентирующим режим и условия пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России, депортация рассматривается как принудительное перемещение (высылка) названных лиц за пределы России как не исполнивших добровольно обязанность покинуть территориальное пространство российского государства за неимением законных оснований дальнейшего пребывания или проживания в государстве. Такие основания не имеют административно-деликтного значения и связаны со следующими обстоятельствами:

  1. непризнанием лица беженцем либо утратой им статуса беженца; лишением лица статуса беженца или временного убежища в связи с его осуждением за совершение преступления на территории России ;

См. ст. 13 Закона о беженцах.

  1. выявлением у иностранных граждан и лиц без гражданства ВИЧ-инфекции ;

См. ст. 11 Федерального закона от 30.03.95 N 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» (в ред. от 07.08.2000).

  1. принятием полномочным государственным органом решения о нежелательности пребывания иностранного гражданина и лица без гражданства в России ; нарушением иностранным гражданином обязанности выехать из России ввиду сокращения срока и аннулирования разрешения на временное проживание или вида на жительство .

См. ч. 6 ст. 25.10 Закона о порядке выезда и въезда.
См. п. 3 ст. 31 Закона о положении иностранных граждан.

К тому же решение о депортации принимается органами внутренних дел, хотя процедура его исполнения практически близка порядку исполнения постановления об административном выдворении за пределы России иностранных граждан или лиц без гражданства.

Проблемы применения административного выдворения (высылки) как достаточно распространенной меры ответственности, затрагивающей экстерриториальные аспекты межгосударственных отношений, не могли оставаться вне сферы ценностей в области прав человека, защищаемых международным правом. Развивающиеся международные правотворчество и правоприменительная практика выработали ряд новых критериев допустимости высылки иностранного лица и лица без гражданства за пределы определенного государства, учет которых (критериев) национальными органами государства является обязательным в силу приоритета международного права над внутригосударственным. Наибольшее развитие такие критерии получили в праве Совета Европы и юрисдикционной деятельности его межгосударственных органов по защите прав человека.

Так, в силу дополняющего содержание Европейской конвенции «О защите прав и основных свобод» Протокола от 16.09.93 N 4, исходя из смысла его взаимосвязанных статей 2 и 4, европейская правовая система в этой части следует, по сути, указанию на запрет высылки каждого, кто на законных основаниях находится на территории какого-либо государства. В то же время, с учетом суверенных интересов государств — членов Совета Европы как блюстителей интересов общественных, этим же документом допускаются определенные отступления от такого запрета, если таковое предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе для обеспечения государственной безопасности или общественного спокойствия, поддержания общественного порядка, предотвращения преступлений, охраны здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц.

Как показывает практика рассмотрения в Европейском Суде по правам человека дел по вопросам, связанным с применением высылки иностранных граждан и лиц без гражданства, в части допустимости высылки указанных лиц всякое государство может оправдать такое вмешательство, если оно:

  1. предусмотрено законом;
  2. является необходимым в демократическом обществе;
  3. преследует правомерную цель .

См., напр.: Решение Европейского Суда по правам человека по делу Бельджуди против Франции от 26.03.92. Серия А. Т. 234-А. С. 27 — 28; Решение Европейского Суда по правам человека по делу Чахал против Соединенного Королевства от 15.11.96. Reports, 1996-V. С. 1853 — 1869.

Причем такое оправдание (что неоднократно доказывала практика Европейского Суда по правам человека) должно иметь место не только с позиции оценки государственно-властного вмешательства в право каждого на свободу передвижения и свободу выбора места жительства, но и с точки зрения оценки взаимосвязанных в результате такого вмешательства ограничений других производных отсюда прав и свобод.

К примеру, в деле Серинг против Соединенного Королевства Европейский Суд по правам человека пришел к выводу о том, что высылка или выдача лица могут нарушать ст. 3 известной Конвенции в случаях, когда есть серьезные причины полагать, что данное лицо в принимающем государстве станет жертвой бесчеловечного или унижающего достоинство обращения ; в другом деле упомянутый суд пришел к выводу о том, что высылка или выдача лица могут нарушать и ст. 8 этой же Конвенции в случаях, когда есть серьезные причины полагать, что такое вмешательство может нарушить семейную жизнь данного лица — разорвать отношения между супругами, возникшие вследствие законного и подлинного брака, — если при том оно не оправдывается крайней социальной необходимостью .

См.: Решение Европейского Суда по правам человека по делу Серинг против Соединенного Королевства от 07.07.89. Серия А. Т. 161. С. 34 — 35.
См.: Решение Европейского Суда по правам человека по делу Беррехаб против Нидерландов от 21.06.88. Серия А. Т. 138. С. 15 — 16.

Таким образом, следует резюмировать, что в содержательном плане под установленные Европейским Судом по правам человека «конвенциальные» критерии высылки подпадает и административное выдворение, применение которого без учета таких критериев вполне может расцениваться как нарушение Европейской конвенции о защите прав и основных свобод, влекущее за собой международно-правовую ответственность страны. Вместе с тем нельзя упускать из виду и то обстоятельство, что положения названной Конвенции под влиянием интерпретационной деятельности Европейского Суда по правам человека находятся в постоянном развитии и, с учетом уровня формирования европейского правового пространства, будут усиливать, как следовало бы понимать, именно правозащитные механизмы, что требует не менее постоянного внимания и изучения со стороны как законодательных, так и правоприменительных органов российского государства.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://wiselawyer.ru/poleznoe/8215-administrativnoe-vydvorenie-predely-rossijskoj-federacii-inostrannogo-grazhdanina

Административное выдворение из рф своих иностранных и граждан
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here